Когда стало известно о трагедии, Валентине Александровне стало плохо с сердцем. Сейчас она лежит в кардиоцентре Волгограда.
Она всегда боялась за сына, иногда просила его прекратить полеты.
- А что я могу без неба? Я люблю небо. Со мной ничего не случится! Отец умер рано, значит, я буду жить долго. Это же небо - моя стихия, - объяснял ей Валерий и прибавлял свою присказку: - Все преодолеем, все будет хорошо!
Валерий родился и вырос в Ташкенте в 1967 году. Летную профессию получил в Ставрополе. Затем работал и жил в Горьковской области, Норильске, Сургуте, пять лет назад перебрался в Москву. Но ежегодно по несколько раз приезжал в Рудню навестить мать (после распада Союза родители переехали из Узбекистана на родину). Здесь же Валерий мечтал обосноваться по выходе на пенсию.
- У Валеры иногда были рейсы, которые проходили над нашими местами. И он сверху узнавал район по рекам: здесь Щелкан впадает в Терсу, а та - в Медведицу. Свою маму он любил безмерно. Бывает, после полета сразу звонит ей: "У тебя дождь был?" Она удивляется, откуда он знает. А он в небе заметил дождевую тучу, - рассказала "РГ" тетя летчика Татьяна Петерсон.
Валерий Немов с самого детства не мог думать ни о каком ином выборе, кроме неба. Его комната в Ташкенте была вся обклеена фотографиями самолетов. Мальчик постоянно клеил модели аэропланов, при этом отмечая, как их можно было бы улучшить. Учился при этом хорошо. Его мама Валентина Александровна любила ходить на родительские собрания - сына всегда хвалили.
О таких, как Немов, говорят: настоящий мужчина. Валерий был таким всегда. Тетя вспоминает, как в седьмом классе он занозил ногу при рубке дров. Началось нагноение, пришлось ехать в хирургию. Во время операции подросток не издал ни звука.
Летная карьера началась с военной службы. Боевых действий на долю Валерия не выпало. Но свою победу - одну из главных в жизни - молодой пилот успел одержать. В военчасти в Горьковской области он познакомился с красавицей медсестрой Ириной. Первым делом - самолеты? Не в этот раз! Небу пришлось уступить часть его любви. Роман развивался стремительно и привел к созданию счастливой семьи. Сын Иван уже взрослый. 7 ноября исполнится годик внуку Ване. Валерий ждал его дня рожденья.
- Они были замечательной парой. Никогда не помню у них размолвок, - отмечает Татьяна Петерсон. - Они постоянно устраивали друг другу праздники с цветами и свечами: и по датам, и после возвращения из полетов. Вместе ходили на природу. Последние годы с рюкзаками обследовали Домодедово, где жили.
Ирина до сих пор не может поверить, что мужа нет.
- Даже сейчас, когда уже все очевидно непоправимо, я жду, что все равно откроется дверь. И он, как обычно, войдет, - призналась вдова.
Валерий Немов, как только пришел в гражданскую авиацию, хотел быть командиром самолета. И шел к своей цели: постоянно читал профессиональную литературу, занимался на симуляторах полета, уже в зрелом возрасте выучил английский. По словам Татьяны Александровны, в его карьере дважды возникали экстремальные ситуации - в пору работы в частной авиакомпании в Сургуте. Он тогда был вторым пилотом, но сажать судно командир доверял именно ему.
- Однажды мы ехали на автомобиле, он был за рулем. Был объезд, и мы соскочили на скользкую дорогу с лужами. Валера не растерялся, в секунду принял решение и выправил машину, - вспоминает Татьяна Петерсон.
Немов рано лишился родного отца. Воспитал его отчим, но и тот уже ушел из жизни. Поэтому Валерий регулярно навещал мать, старался во всем помочь ей. Он купил ей новый дом в Рудне, своими руками сделал колодец, поставил забор. Любое дело у него спорилось. Когда стало известно о трагедии, Валентине Александровне стало плохо. Сейчас она лежит в кардиоцентре Волгограда. Она всегда боялась за сына, иногда просила его прекратить полеты.
- А что я могу без неба? Я люблю небо. Со мной ничего не случится! Отец умер рано, значит, я буду жить долго. Это же небо - моя стихия, - объяснял ей Валерий и прибавлял свою присказку: "Все преодолеем, все будет хорошо! Летчики не говорят: последний раз. У них в ходу слово "крайний", предполагающее продолжение".
В сентябре Немов в последний раз побывал в Рудне.
- Я нарвала ему петрушки и салату. Он сказал: "Вы не волнуйтесь, мы приедем к Новому году. А если будет тепло, то, может, раньше выберемся по грибы", - говорит Татьяна Александровна.
Валерий Немов всегда держал свое слово. Если говорил, что приедет к такому-то сроку, то так и было. Осенью 2015-го его слова впервые разошлись с делом.