Не секрет, что судостроение оказалось в гораздо более трудном положении, чем, например, авиастроение. Предприятия отрасли на протяжении долгого времени фактически не имели заказов. Выживали в этих условиях, как могли. В том числе за счет слияния в холдинги и концерны. Сейчас только в судовом приборостроении шесть концернов.
К сожалению, слияния никак не повлияли на общую консолидацию в работе по одним и тем же направлениям. В итоге, по словам директора департамента судостроительной промышленности и морской техники минпромторга Максима Кочеткова, у нас нет совместной идеологии или позиции, нет единого понимания, куда движемся, как движемся и для чего вообще что-то делаем. Каждый концерн живет сам по себе, отстаивает только ему понятные и выгодные направления.
В нынешних условиях, уверен Кочетков, это стало недопустимо. Тем более что научным организациям, конструкторским бюро и промышленности предстоит решать сложнейшие задачи по проектированию и строительству морской техники новейших поколений. Прежде чем принимать какое-то научно-техническое решение, надо убедиться, что в данных условиях оно единственно верное и обеспечит настоящий прорыв по наиболее важному направлению.
Как пояснил "Российской газете" Максим Кочетков, Совет главных конструкторов создается для рассмотрения научно-технических вопросов и принятия решений по перспективным направлениям развития и создания, а также организации производства судовых машин, механизмов и приборов. То есть всего того, чем насыщается корпус любого гражданского судна и боевого корабля. Об этом подробно говорится в Положении "О Совете Главных конструкторов в области судового машиностроения и приборостроения".
Головной научной организацией определен Крыловский центр в Санкт-Петербурге. Возглавит Совет, по положению, заместитель главы Минпромторга России, курирующий судостроение. В рамках Совета будут сформированы две подгруппы. Первая станет отвечать за судовое машиностроение, а вторая за судовое приборостроение.
Интересен состав Совета. В него включаются представители всех ведущих концернов и предприятий. Всего не менее пятнадцати человек. За редким исключением это не руководители, а люди, занимающиеся практической конструкторской работой. Например, от ЦКБ МТ "Рубин", где проектируют атомные подводные лодки, в Совет войдет заместитель гендиректора, главный конструктор направления В. Фролов. От Зеленодольского ПКБ, проектирующего боевые корабли и гражданские суда, заместитель главного инженера А. Володиков.
Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" Максим Кочетков, изначально ставилась цель - собрать в одной команде не менеджеров, пусть и очень эффективных, а тех, кто занимается реальным проектированием и понимает техническую суть судостроения. При этом в одной команде находятся специалисты по подводным лодкам, надводным боевым кораблям, гражданским судам и морской робототехнике. Это объясняется тем, что создается Совет главных конструкторов не по "корпусам" или вооружению, а по машиностроению и приборостроению. По тому, чем оснащается любой корабль - подводный, надводный, военный и гражданский. Именно здесь сегодня требуется добиться максимальной унификации и оптимизации всех узлов и агрегатов.
В нашей стране будет строиться высокотехнологичный флот фактически нового поколения.