Сейчас в школах всего 0,8 процента вакансий. Зарплата педработников за прошлый год в среднем выросла на 11 процентов. Больше всего увеличились доходы у педагогов, работающих с детьми-сиротами и в системе дополнительного образования.
Все дворцы и дома творчества, школы искусств, спортивные и художественные школы с 2016 года перейдут на нормативно-подушевое финансирование и будут получать средства, как и обычные школы, - вслед за учеником. Но учеба - вещь обязательная, а кружок или секция - сугубо добровольное. И если ученик записался в сентябре, допустим, в кружок фортепиано, то в ноябре он может и бросить его. А что будет с зарплатой педагога?
- В системе дополнительного образования действительно трудно рассчитать норматив, поэтому переход на нормативно-подушевое финансирование будет поэтапным, - подчеркнул Дмитрий Ливанов.
По официальным данным, в кружках и секциях занимаются 12 млн детей. Это примерно 65 процентов. По словам министра, показатели для села такие же высокие: программами допобразования там охвачены две трети школьников. Во второй половине дня в школах идут занятия в кружках и секциях.
Однако во многих школах эта вторая половина дня по-прежнему занята второй или даже третьей сменой. Проблема нехватки мест в школах остается.
Дмитрий Ливанов напомнил: за год в России было построено 100 школ, а в 2016 году начинается большая программа строительства новых школьных зданий. К 2025 году нам понадобится почти 5 млн новых мест в школах, и думать об этом надо уже сегодня, говорит министр. Именно поэтому нельзя ограничиваться только ремонтом аварийных и старых зданий. Мест там не хватит ни при каком раскладе.
Новые стандарты затронули всю начальную школу и пятый класс. При этом на учителей значительно возросла бумажная нагрузка - программы, планы уроков, отчеты. Эксперты подсчитали, сколько бумаг будет писать учитель. Вышло несколько десятков страниц. Министр пояснил, что сейчас в стандарты готовятся дополнения, которые снимут излишнюю нагрузку на педагогов. Бумаги писать все равно придется, но это будут вовсе не многотомные отчеты.
Еще один важный вопрос - сокращение преподавателей-совместителей.
- У министерства нет такой позиции - сокращать совместителей. Люди, которые совмещают практику и преподавание, - плюс. Госзадание вузам не сокращалось, но есть проблема сокращения контингента, который поступает в вузы. Это связано с демографической ситуацией. Вузы активно конкурируют за студентов, и там, где их мало, возможно сокращение преподавателей, - объяснил министр.
Продолжится увеличение целевого набора в вузы, когда студент после окончания будет обязан вернуться на предприятие, которое направило его на учебу.