04.11.2015 18:26
    Поделиться

    На Урале офицеры запаса взялись за воспитание школьников

    Офицеры запаса взялись за патриотическое воспитание школьников
    Герой России полковник запаса Сергей Воронин - человек совсем не пафосный. При встрече представляется просто по имени, званиями и наградами не кичится, говорит негромко, но твердо. К этой внутренней силе как-то сразу проникаешься доверием: недаром 16 лет назад солдаты поверили своему командиру и пошли на прорыв в, казалось бы, патовой ситуации. Сегодня свое умение убеждать Воронин использует так же мастерски, но уже на другом уровне - проводит уроки патриотического воспитания для молодежи.

    Первый раз в екатеринбургскую школу № 16 он пришел три года назад, сразу после увольнения с военной службы. С тех пор делает это регулярно. В прошлом году, к примеру, в преддверии Дня Героев Отечества, 9 Мая и 23 февраля посетил 32 учебных заведения, не только в Екатеринбурге, но и в области. Чтобы разнообразить тематику выступлений, Сергей зовет с собой боевых товарищей. Так, перед Днем Победы он провел урок вместе с другом, у которого большая коллекция макетов стрелкового оружия, начиная с исторических образцов типа винтовки Мосина и заканчивая современными автоматами. Ребятам не только дали подержать их в руках, но и разрешили разобрать, причем девочки проявили не меньшее рвение, чем парни.

    На вопрос, зачем ему такая дополнительная нагрузка, Сергей смущенно улыбается:

    - Если зовут, значит, это кому-то интересно. Школы разные, дети разные, все они личности, хоть и маленькие пока. Неважно, где проводятся уроки мужества, в центре города или на окраине, главное, что они помогают понять, что такое Родина, что ее надо любить и уважать.

    Поначалу школьники, конечно, удивлялись визитам гостей в форме. Это в наше время встречи с участниками боевых действий были чем-то привычным, а сегодня молодежь любит другие книги и фильмы, многие реалии ей просто непонятны.

    - Уважение к близким, ко всему, что тебя окружает, что тебе дорого, то есть все, что принято называть патриотизмом, должно идти из семьи, - уверен Сергей Воронин. - Не думаю, что кто-то серьезно будет проецировать на свою жизнь сюжеты фильмов "Человек-паук", "Супермен" и т. д. Да, это образ героя, спасителя мира, но оторванный от реальности. В истории России достаточно примеров настоящего мужества и героизма, как в военные годы, так и в мирное время. Задача родителей и общества - сделать так, чтобы ребенок не оставался безучастным к судьбе своих друзей и страны в целом.

    Самое сложное, закладывая азы доброты и справедливости, не скатиться в огульную пропаганду. Воронину это удается. Он вообще очень легко устанавливает контакт с детской аудиторией. Предпочитает беседу на свободную тему, а не классически структурированный урок. Очень не любит, когда педагоги проявляют излишнее рвение: заранее раздают бумажки с вопросами. Бедные школяры, вместо того чтобы слушать, сидят и учат слова, а потом спрашивают, подглядывая в шпаргалку.

    - Количество детей не так важно: это может быть и класс, и целый конференц-зал, тинейджерам психологически комфортнее раствориться в толпе, чем один на один вести полемику. Дети интересуются разным: приходилось ли убивать, из какого оружия я стрелял, как учился... Отвечаю всегда честно, - улыбается Сергей.

    Пока Воронин рассказывает, я всматриваюсь в лица школьников: есть хоть на одном печать скуки? Кажется, мы недооцениваем подростков, они гораздо глубже чувствуют и больше интересуются историей, политикой, чем можно ожидать. Вопросы задают разные и с подковыркой, например, про атаку мертвецов в Первую мировую войну, и на злобу дня. Пятиклашки по-детски непосредственные спросили, было ли страшно в бою и правда ли, что в 1990-е годы любить свою страну было немодно.  Девятиклассники захотели узнать, что сделал бы офицер, встретив на улице человека, который ругает Россию и заявляет, что хочет отсюда уехать. А ученики 11-х классов попросили объяснить, зачем Российская армия участвует в сирийской операции.

    Со стороны это было немного похоже на политинформацию, которая когда-то была обязательной в школах. Можно сказать, сегодня мы видим ее возрождение, только на новый лад, без формализма. Если наше поколение больше пичкали политикой, то сегодняшние воспитатели делают упор на умение анализировать и рассуждать. К примеру, Сергей Воронин заставил ребят задуматься над термином "ура-патриотизм".

    - С моей точки зрения, не бывает ура-патриотов. Патриот в любой ситуации должен любить свою страну. Когда было принято решение о присоединении Крыма к России, абсолютное большинство было "за", но, когда ввели санкции, сразу появились скептики. Радует, что их немного, - подчеркивает полковник. - В мире давно уже поняли, что силой нас не возьмешь, поэтому пошла борьба за умы: первый раунд в (1980 - 1990-е годы) мы почти проиграли. Но нашли силы и стали возрождать духовные ценности. К сожалению, это многим не дает покоя. Я не аналитик, однако стараюсь довести до молодежи мысль, что надо не слепо внимать чужим словам, а думать, кто, что и зачем тебе это внушает.

    То, что отношение к армии в стране сегодня поменялось, Воронина, разумеется, радует. И в то же время обидно, что во времена его службы было иначе. Обидно, что ты не у дел, когда наша армия так громко заявила о себе, признается он.

    На прощание не могу не задать вопрос про династию: Сергей пошел по стопам отца, кадрового офицера, хочет ли он, чтобы его сын выбрал ту же профессию?

    Воронин озорно, по-мальчишески свистит:

    - Саня!

    Подбегает сын-четвероклассник: видно, что ему очень не хочется покидать друзей, но положение обязывает.

    - Говорит, хочет быть танкистом, дослужиться до генерала, но я не настаиваю: у ребенка должна быть своя жизнь, своя судьба, - в искренности Героя России сложно усомниться.

    Комментарий

    Анна Тимошкина, завуч школы № 16 Екатеринбурга:

    - Дома родители не всегда занимаются воспитанием гражданского самосознания детей, несмотря на то что у нас в районе живет 3000 семей военнослужащих. Кому-то некогда, а кто-то просто не умеет. Педагог на классном часе может обсудить общие моменты, но из уст настоящих офицеров, участников боевых действий разговоры о патриотизме, гражданском долге воспринимаются совсем по-другому. Ребята окрыленными выходят с таких уроков.

    Справка "РГ"

    Сергей Воронин родился 12 июня 1973 года в Кокчетаве. В 1994-м после окончания Ташкентского военного училища был назначен на должность командира мотострелкового взвода в Дальневосточном военном округе. С января 1995 года принимал участие в первой чеченской военной кампании, награжден медалью "За отвагу". Звание Героя России получил в 2000 году за мужество и героизм, проявленные в ходе операции по обезвреживанию террористов в Дагестане. Летом 1999 года на территорию республики вторглись 500 боевиков. 136-й Гвардейской отдельной мотострелковой бригаде был отдан приказ освободить один из самых крупных укрепрайонов - горное село Тандо. Группа из четырех солдат под командованием Воронина выдвинулась в разведку, но попала под обстрел. Захватив одно из сельских зданий, приспособленное боевиками под огневую точку, воины пять часов отражали натиск врагов. Боевики применяли самые разные методы: от гранат и пулеметных очередей до психологического воздействия (уговаривали рядовых выдать офицера и сохранить тем самым свою жизнь). Когда у разведчиков стали заканчиваться боеприпасы, Воронин дал команду на прорыв. Противник оказался к этому не готов: вся группа без потерь вышла в расположение российских войск, уничтожив свыше десяти террористов.

    После окончания Общевойсковой академии ВС РФ Сергей Воронин продолжил службу в оперативном управлении штаба Приволжско-Уральского (позже - Центрального) военного округа. Уволился в запас в 2012 году.

    Поделиться