"Саранча" затмевает экран
Причем первая составляющая этого определения связана не столько с обилием чрезвычайно откровенных сцен, сколько с бестолковостью сюжета, неубедительностью персонажей и полуживой игрой многих актеров: и то, и другое, и третье немногим качественно отличается от того, что можно увидеть в фильмах соответствующей категории. Куда более условна здесь вторая часть - ведь словом "драма" обычно называют нечто большее, чем серая тягомотина (с ужасным музыкальным сопровождением, которое не спасает даже замечательный композитор Алексей Айги), представляющая собой смесь идиотских поступков и невероятно примитивных диалогов, периодически прерываемых неторопливым, но "страстным" сексом на фоне всевозможных декораций - последний занимает, наверное, около трети экранного времени (а фильм идет два долгих часа).
Очевидно, создатели видят в своем творении глубокий психологизм, но лучше бы они ограничились и так достаточно нескромной претензией на остросюжетность. Возможно, тогда вместо пародии на и без того жалкие "Пятьдесят оттенков серого" получилась бы карикатура на "Основной инстинкт".
Душевные метания двух молодых людей, морально разлагающихся на глазах у зрителя, никакого сочувствия не вызывают. И не только потому, что проблемы героев становятся прямым и абсолютно предсказуемым результатом их глупых действий, но и в связи с тем, что сами герои - одноклеточные. Чтобы дать исчерпывающее представление о главных действующих лицах, достаточно пары слов.
Главный герой - Артем в исполнении Петра Федорова, некогда гонявшего трудовых мигрантов по московским окраинам в фильме "Россия 88", а недавно отметившегося в сомнительном проекте "Родина". Он - провинциальный парень, источающий маскулинность, чтящий мушкетерский кодекс местной шпаны (до тех пор, пока физиологические потребности не вынудят стать подкаблучником), при этом интеллектуал и даже поэт. Первое выражается в том, что он прочел все книги со своей полки (кажется, одной), на чем, видимо, и остановился - уровень "начитанность" таким образом достигнут, а московская гостья впечатлена. Второе - в том, что с алкоголиком-отцом (которого играет Алексей Горбунов, пообещавший недавно не сниматься в российских фильмах) они друг другу читают дурные стихи собственного сочинения. В конце он пишет "роман", хотя больше это похоже на дневник подростка. В общем, эдакая бюджетная версия "молодого негодяя Савенко". Что называется - "For Dummies".
Приехавшую из Москвы девицу (Паулина Андреева) по имени Лера действительно совсем не сложно впечатлить фактом прочтения книги, она - стереотипная дочь олигарха. И кроме глянцевых журналов ничем не интересуется. Так что сердце красавицы завоевано быстро, и после бурного курортного романа герой отправляется за ней в Белокаменную, оставив наедине с деревенскими комплексами верного друга (Александр Голубков), который станет затем полицейским и "неожиданно" проявит себя подлецом.
Не менее шаблонны и остальные персонажи. Родители Леры - бездушные богатеи с криминальным прошлым, которые требуют от своей дочери принять их бесчеловечные ценности и ругаются, когда она начинает что-то бормотать о любви. Друг папаши (Дмитрий Шевченко) - такой же циничный делец, и его монолог о ценностях расшифровывается примерно следующим образом: "Я олигарх, я ценю только деньги, а все остальное - наивные глупости. Вот такой вот я злодей". Он, представьте себе, влюблен в дочку друга, и посредством шантажа ему удается на ней жениться.
То, что начинается потом, описывать просто скучно. На сцене появляются еще несколько пластмассовых персонажей - от богатой любительницы молодых и несчастных провинциалов до карикатурного хиппи-наркомана-поэта, владеющего издательством и презирающего свою страну. Вялый рассказ о немотивированном риске, умопомрачительной наивности, алчности (которую можно было бы назвать омерзительной, если бы фильм мог вызывать какие-то эмоции, кроме скуки и иронии) и трех убийствах - одно нелепее другого - время от времени прерывается философствованием Леры в духе "любовь - как наркотик: один раз подсядешь - уже не соскочишь". Такого рода "жизненной мудростью" авторы картины потчуют зрителя ненамного реже, чем сценами совокупления главных героев.
Центральная реплика, объясняющая (пытающаяся объяснить) зрителю название и смысл фильма, произносится пьяной миллионершей (Екатерина Волкова), возмущенной тем, что молодой муж отказывается исполнять свои супружеские обязанности: "Ваше поколение - как саранча: хотите все получать, ничего для этого не делая". Затем она с достоинством добавляет: "Мы хотя бы воровать умели". Такой вот конфликт поколений. Примеров, которые в эту картину мира не укладываются, в "Саранче" нет. Как нет ни одного персонажа, достойного не то что симпатии - а хотя бы интереса.
1.0