Алексей Айги сыграл для москвичей музыку Сергея Курехина

12.07.2015, 12:29 | Текст: Дмитрий Сосновский

В российской столице произошло поистине незабываемое событие - в Московской консерватории имени П.И. Чайковского прозвучала музыка великого русского композитора Сергея Анатольевича Курехина.

Дождливым вечером 9 июля, в день его смерти, в Большом зале состоялся концерт-перформанс "Курехин и Айги в консерватории". Столичной публике была представлена программа Алексея Айги "Курехин: Next", впервые презентованная в 2013 году, а год спустя ставшая главным событием в рамках празднования 60-летия со дня рождения композитора.

Неудивительно, что концерт вызвал такой ажиотаж: достать билеты было не так просто, и весь Большой зал консерватории был забит под завязку. Публика, как и бывает в таких случаях, подобралась самая разношерстная. Встречались даже те, кто полагал, что Сергей Анатольевич будет в этот вечер… петь.

Концерт состоял из двух секций, первая из которых была посвящена музыке самого Айги. Вместе со своим знаменитым "Ансамблем 4’33’’" один из самых значимых композиторов-минималистов России исполнил около десятка своих композиций, среди которых - прекрасный саундтрек к небезызвестному фильму "Страна глухих", а также вещи из альбома 2012 года Hard Disc, который сам Айги небезосновательно называл самой зрелой своей работой. Исполняя дирижерские обязанности в перерывах между соло на скрипке, Алексей Геннадьевич подарил слушателям отличную секцию, балансируя между зажигательными зарисовками в курехинском духе и замечательными образцами неоклассики, которая в зале консерватории звучала особенно насыщенно и глубоко.

А после антракта всех ждал самый настоящий праздник, главная часть концерта. Какое бы сильное впечатление ни производили композиции Айги, музыка Сергея Курехина, способная затмить что угодно, едва только успев зазвучать со сцены, продемонстрировала, что никакой конкуренции допускать не намерена. Увлеченный ею зал просто не мог не забыть обо всем остальном.

Алексей Айги блестяще справился с непростой задачей интерпретации богатого курехинского наследия. Хотя некоторые композиции прозвучали в довольно неожиданной редакции, Айги и его команде определенно удалось вернуть музыку великого мастера на сцену.

Помимо "Ансамбля 4’33’’" шедевры Курехина исполняли такие культовые фигуры отечественного авангарда, как Вячеслав Гайворонский и Владимир Волков, известный соратник композитора Сергей Летов в сопровождении другого саксофониста Алексея Круглова, а также певица Екатерина Кичигина. Кроме того, в выступлении принимали участие оркестр Ad Libitum и ансамбль N’caged. И хотя это, конечно, было несопоставимо с масштабами легендарных "Поп-Механик", когда, по словам Сергея Летова, на сцене порой одновременно находились "464 человека и один козел", а, судя по свидетельствам участников и сохранившимся видеозаписям, в зале происходило что-то совершенно запредельное, для нынешнего "камерного" формата состав был более чем впечатляющим.

Ну а сет-лист концерта оказался выше всяких похвал. Понятно, что у любого поклонника музыки Сергея Курехина и его "Поп-Механики" всегда обязательно найдется масса поводов посокрушаться о том, что не было сыграно, но все вошедшие в программу композиции точно имели на это полное право.

Основой программы стала музыка Курехина, известная по фильмам, в которых она звучала. Разумеется, среди них главный - "Господин оформитель". Вторая секция началась с композиции "Крыша". Кроме того, великий фильм Олега Тепцова был представлен в программе такими вещами, как "Игра 2", "Сорвалась", "Мистики" и, разумеется, "Донна Анна" (известная также как "Зима" из блестящей "Воробьиной оратории"). К тому, как на концерте прозвучала последняя, как и другая песня из "Оратории" - "Воробьиные поля навсегда", - у придирчивых ценителей творчества Курехина могли возникнуть вопросы. Создавалось впечатление, что композиции перегружены, поэтому вокал Екатерины Кичигиной немного "тонул" в ярком музыкальном вихре, а "Воробьиные поля" с неожиданно мощной ритм-секцией и вовсе звучали вдвое быстрее, чем положено. Впрочем, и в таком виде они хороши, а то, как Кичигина справилась с очень непростыми партиями, заслуживает только аплодисментов. Как и работа каждого из музыкантов, присутствовавших на сцене, позволившая слушателям оказаться в немыслимой звуковой вселенной Капитана, где можно повстречать призраки Вагнера, Грига, Кейджа, Колтрейна и многих других.

Звучала всеми любимая музыка и из балабановского "Замка", и из "Научной секции пилотов", и из "Трагедии в стиле рок". И, разумеется, из "Двух капитанов 2". Чудесное "Тибетское танго", известное также по альбому "Аквариума" "Радио Африка", ко всеобщему удовольствию взялся исполнить сам Айги в дуэте с Сергеем Летовым. Получилось не хуже, чем у Бориса Гребенщикова, который в этот вечер выступал в другом месте.

Даже завораживающий "Детский альбом" Капитана, несмотря на всю свою "неформатность" (впрочем, едва ли Московская консерватория вообще когда-либо сталкивалась с таким явным пренебрежением к условностям, как в этот вечер) не был оставлен Алексеем Айги без внимания. И не зря: исполнение "Последнего вальса" (также, кстати, известного по изумительной красоты "Просто опере") а капелла стала настоящим украшением концерта.

Заключительная часть представления в программе была заявлена просто как "Поп-Механика": гостям консерватории позволили прикоснуться к действу, которым Курехин некогда поражал современников. Визуальное буйство с могучими слонами-красавцами-берендеями, скелетами и прочими психоделическими персонажами, транслировавшееся через проектор прямо на органные трубы, сменилось фрагментами видеозаписей оригинальных "Поп-Механик", где сам композитор исступленно дирижировал, шаманил и колдовал. Время от времени возникала мысль, что сам Сергей Абарбарчук сошел со страниц романа Павла Крусанова и помогал Алексею Айги, который внизу, на сцене, выкладывался на двести процентов. И таким образом этот необычный дуэт, руководя большой командой великолепных музыкантов, довел концерт до эпического финала.

Потрясенные свидетели одного из важнейших музыкальных событий столицы в этом году расходились, став "мягче, ближе и теплей". Еще до конца не осознав, какая удивительная возможность им представилась - услышать музыку Сергея Курехина в виртуозном живом исполнении. И уже надеясь, что эта возможность была не последней.

Читайте также