04.11.2015 22:00
    Поделиться

    За оскорбление жертв катастроф в Интернете предложили штрафовать

    Пользователей социальных сетей, которые в своих профилях или в комментариях оскорбляют жертв катастроф, предлагают штрафовать на сумму от трех до пяти тысяч рублей.

    С такой инициативой выступил член молодежного парламента при Госдуме от Владимирской области Илья Зотов, которого поддержали местные парламентарии. Законопроект, предусматривающий наказание рублем, скоро внесут на рассмотрение нижней палаты.

    Поводом для предложения изменить законодательство послужила авиакатастрофа пассажирского самолета A321 в Египте, на борту которого летели 217 пассажиров и семь членов экипажа. Случившееся вызвало бурную реакцию в Сети, начиная с негодования или соболезнований и заканчивая крайне некорректными высказываниями некоторых интернет-пользователей.

    Как пояснил Илья Зотов, после подтверждения информации о крушении самолета с россиянами на борту в профилях пассажиров рейса в соцсетях появилось множество комментариев. В некоторых из них открыто проявлялось неуважение к чужому горю, осквернение информации о пассажирах, нередко - с унизительным подтекстом.

    "Эти люди, которые погибли, к ним нельзя относиться плохо. Есть закон такой: о тех, кого нет, - либо хорошо, либо никак, - подчеркнул в беседе с ТАСС председатель Заксобрания Владимирской области Владимир Киселев. - А что касается жертв катастроф, эти люди погибли не по своей вине, поэтому, конечно, нужно делать все возможное для того, чтобы каких-то негативных высказываний в их адрес не было".

    Поймать за руку тех, кто позволяет себе сказать лишнее на страницах соцсетей, сегодня не так просто. В Интернете давно сформировался принцип: здесь можно высказываться по любому поводу и без последствий. К тому же, чтобы штрафовать интернет-пользователей, нужно определить, кто именно оставил комментарий, что довольно трудно. "Ситуация похожа на выписку штрафов за превышение скорости. Никто не может доказать, кто был за рулем в момент нарушения правил дорожного движения, - говорит доктор экономических наук Сергей Смирнов. - Случай же с авиакатастрофой A321 показал, что в Сети все еще много провокаций: комментарии писали от лица одних людей, а IP-адреса указывали совсем на других".

    Как оказалось, наказать рублем за вербальное надругательство комментаторов не могут. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 5.61 "Оскорбление". В ней три вида штрафов: за унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме; за оскорбление в публичном выступлении или СМИ; за неприятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или СМИ. Ни под один из пунктов действия интернет-комментаторов не подпадают. Именно эту статью Илья Зотов и предлагает дополнить положением о штрафах физлиц "за публичное распространение информации о трагических событиях и их жертвах".

    Конфликты в соцсетях по поводу того, как лучше и правильнее скорбеть о погибших, на этот раз обострились из-за стечения обстоятельств. 31 октября, в день крушения самолета, многие собирались на Хэллоуин. 1 ноября официально объявили днем траура, госфлаги были приспущены, а развлекательные мероприятия - перенесены или отменены. В Сети на это отреагировали по-разному: кто-то решил провести время в клубе, кто-то - написать соболезнования, что только усилило дискуссии. В некоторых комментариях были не самые лицеприятные высказывания. "Досталось" и тем, кто хотел поддержать родственников жертв. "Не пойму, зачем свечки в Instagram", - писали пользователи, которые не стали поддерживать виртуальную акцию солидарности с близкими погибших. "Думаю, в этой ситуации лучше снижать градус напряженности и, главное, не уподобляться животным, - подчеркивает Сергей Смирнов. - Даже если штрафы за оскорбление жертв катастроф в Сети введут, мир не станет сразу гармоничнее. Скорее, большая часть людей просто массово сменит имена на псевдонимы".

    Как вам это?

    Андрей Новиков-Ланской, заместитель директора Центра управления информационно-коммуникационными и массмедийными процессами РАНХиГС:

    -Сегодня соцсети - это канал негативного общения, который многими воспринимается как личное пространство. То есть там пользователи высказываются так же, как у себя на кухне. Однако интернет-пространство полуличное-полупубличное. У такой трибуны для мнений не прояснен статус, что создает сложности. В этом смысле я понимаю инициативу Ильи Зотова, который с помощью штрафов предлагает добиться дисциплины в соцсетях. С другой стороны, там люди выражают частное мнение, в чем отказать невозможно.

    У нас проблема в другом: нет культуры сочувствия и соболезнования, нет канона. Например, в США есть целый набор словесных формул, вполне банальных. Если ты их используешь, то все понимают, что ты хотел сказать, и это естественная и единственно правильная реакция на подобную катастрофу.

    Что бы человек ни писал в Сети в такие моменты, всегда найдется тот, кому это не понравится. В то же время именно в ходе столь неприятных дискуссий, которые вспыхнули в Интернете в связи с крушением A321, вырабатывается такой канон.

    Для интровертов естественно сопереживать внутренне, молча. Другое дело, что есть экстраверты, и им нужно поделиться своими чувствами. В этом случае необходимо соболезновать в меру, чтобы не порождать пошлость. Нужно предельно сдерживать себя, соблюдать некоторую недоговоренность. Именно это - универсальный принцип поведения в данном случае.

    Поделиться