Новости

04.11.2015 23:00
Рубрика: Культура

Последний поэт империи

Индийский профессор рассказал, почему Киплинг создал образ Маугли
Этот индийский мальчик, воспитанный стаей волков, стал самым узнаваемым героем рассказов британского писателя Редьярда Киплинга, 150-летие со дня рождения которого будет отмечаться в декабре.

Несмотря на большую известность, история Маугли экранизировалась не часто. В США было снято всего пара фильмов. В России воспринимают Маугли в основном по мультфильму 1973 года. Сейчас интерес возвращается. Не так давно компания Disney объявила о выходе в 2016 году нового фильма о нем. В ожидании кинопремьеры корреспондент "РГ" выяснил, как на родине Маугли к нему относятся. О творчестве Киплинга рассказывает профессор факультета английской литературы Делийского университета Хариш Триведи.

Киплинг посвятил Индии не одно произведение. Он любил вашу страну?

Триведи: Киплинг был одним из британских писателей, которые писали об Индии. Можно вспомнить Эдварда Фостера, Эдварда Томсона и Пола Скотта. Но все они были меньшего масштаба. Киплинг - главный британец, творчество которого затрагивало Индию.

Многие говорят, что он любил Индию. Но я бы взял слово любил в кавычки. Что такое любовь? Люди любят своих собак. Люди любят своих рабов, слуг. Это не должно вводить нас в заблуждение.

Между ним и другими писателями есть одно отличие. Киплинг был империалистом, остальные придерживались более либеральных взглядов. Его империалистические взгляды сформировались к 1901 году, когда он опубликовал свой роман "Ким". Причиной стала Бурская война в Южной Африке, ставшая первым серьезным вызовом империи после 1857 года, когда в Индии произошло восстание сипаев. 50 лет Британии никто не осмеливался бросить вызов. И Киплинг, встав на защиту империи, стал воинствующим патриотом.

Когда Киплинг писал "Книгу джунглей", это было время невиданной веры в науку и прогресс. Как вы думаете, он старался показать гармонию человека и природы?

Триведи: Не столько природы, сколько животного мира. Когда ребенок читает книгу, он влюбляется в животных. Он не различает животных и людей. И те, и другие становятся источником любви и положительных эмоций. Ребенок не боится животных, потому что они ведут себя как люди, обладают человеческими эмоциями и природой. Таким образом Киплинг говорит нам, что люди и животные одинаковы.

То есть он хотел подкрепить теорию Дарвина?

Триведи: Дарвин создал свою теорию задолго до Киплинга. Она к тому времени существовала уже лет 40. Конечно, теория эволюции человек от обезьяны была тогда популярна. Но неправильно думать, что если в книге обезьяны и человек вместе, тогда тут следует искать дарвинизм. Кто главные друзья Маугли в книге? Волки. А Дарвин никогда не утверждал, что волки и люди имеют какую-то историческую связь.

Может, тогда жители джунглей -это зеркальное отражение различных социальных групп? Например, обезьяны - тунеядцы, волки - труженики, поскольку все время охотятся. О чем Киплинг хотел рассказать?

Триведи: Некоторые критики любят рассматривать рассказы Киплинга в этом ключе, но позвольте мне взглянуть с другого ракурса. По моему мнению, эта книга во многом автобиографическая. Киплинг родился в Индии. Его отец был художником. Семья была не богата, но имела несколько слуг. Именно они воспитывали маленького Редьярда. Как признавался сам Киплинг, до 5 лет он практически не говорил на английском. Но когда ему исполнилось 5 лет, его отправили в Англию. Тогда было принято отправлять детей в возрасте 5-6 лет на обучение в метрополию, чтобы они не впитали в себя негативные привычки индийцев. А после получения образования, в 20 лет, они могли вернуться обратно в Индию. Но в Британии Киплинг ходил не в школу, а в частный пансион, где он провел несколько лет и очень страдал там. И только после этого перешел в школу, где учился 5 лет. Он не закончил университет, поскольку его отец не мог оплатить обучение, а возвратился в Индию, где работал журналистом. Но период его жизни с 5 до 10 лет в пансионе, который он прозвал "домом ужасов", оставался в его сознании на протяжении всей жизни. И я считаю, создавая образ Маугли, Киплинг хотел создать мальчика настолько свободного, насколько свободны животные, и которому нет необходимости следовать правилам человеческого общества. Есть только "Закон джунглей", который учит хорошему, а не плохому. Другой интересный момент, на который я бы хотел обратить внимание, это слон Моти-Гаджа из "Книги джунглей". Он служил британцам много лет. Также Маугли, когда оставил животный мир, начал служить Британии. Таким образом период его свободной жизни завершился. Он стал взрослым. А поскольку он взрослый, он должен делать что-то полезное для империи, что и делал слон всю жизнь. По Киплингу, ребенок должен расти в максимально свободной среде, но когда он взрослеет, у него есть долг и обязанности.

Что означает имя Маугли?

Триведи: Это пенджабское слово. Если точно, оно произносится как "мугли" и переводится - "ребенок". Но сейчас это слово не используется.

Все же "Книга джунглей" написана для детей или взрослых?

Триведи: Конечно, это детская книга. Хотя некоторые книги, случается, становятся детскими, несмотря на то, что были написаны для взрослых. Но эта книга изначально предназначалась для детей.

В "Книге джунглей" Киплинг как бы говорит о том, что человеком нужно не просто родиться, им нужно стать. Он предложил свою систему воспитания, состоящую из физической тренировки, изучения языков, испытания различными слабостями. Как вы думаете, она полезна для педагогов?

Триведи: Образование, о котором говорится в "Книге джунглей", ребенок получает от тех, с кем растет. Это не формальное, а естественное образование. Ребенок учится на примерах, занимаясь чем-то. Если рядом опасность его предупредят, если он делает что-то хорошо, его похвалят. Образование, которое получает Маугли, вступает в конфликт с негативным опытом самого Киплинга в пансионате. Многие люди любят говорить, что природа положительно влияет на развитие человека. Но Киплинг не идеализирует природу. Для него она прагматична. Я не думаю, что Киплинг говорит о том, что животные лучше людей. Скорее он показывает, что они свободнее.

Но, насколько известно, "Книга джунглей" легла в основу скаутского движения в Англии?

Триведи: Они имеют естественную связь. Сейчас скауты стали детской игрой. Но кем они были изначально? Скаут - это шпион. А основатель этого движения в Британии Роберт Баден-Пауэлл был близким другом Киплинга. Они многое взяли друг от друга. Так вот, Баден-Пауэлл хотел, чтобы люди росли более внимательными, физически здоровыми и способствовали укреплению империи. И "Книга джунглей" стала хорошим пособием для этого.

Красной нитью через рассказы Киплинга проходит идея о законе джунглей, согласно которому побеждает сильнейший. Закон разрешает охоту, то есть убийство ради жизни, но запрещает ради развлечения. Это было оправданием для агрессивной внешней политики Британии?

Триведи: Я так не думаю. Этот тезис не был изобретен Киплингом. Он существовал ранее. Животные действительно убивают только когда хотят есть. И довольно трудно соединить его рассказы с оправданием имперских амбиций Британии.

Киплинг также писал стихи. Именно в "Книге джунглей" он соединил поэзию и прозу.

Триведи: Да, он был талантливым поэтом. И его ценили при дворе королевы. Когда в 1897 году отмечался бриллиантовый юбилей правления Виктории, именно Киплинга попросили написать стихотворение по этому случаю. Оно называется "Последнее песнопение". Когда он писал его, уже чувствовал приближение конца империи.

В 1907 году Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе. Как вы думаете, "Книга джунглей" внесла основную лепту?

Триведи: Да, он стал первым британским писателем, получившим эту премию. И до сих пор остается самым молодым лауреатом, получившим ее. Но она присуждается не за конкретное произведение, а в целом за вклад в развитие литературы. Так что "Книга джунглей" - лишь часть наследия Киплинга. Я долго изучал его произведения. И чем больше окунался в его мир, тем больше наслаждался. Киплинг - сложная личность, необычная судьба и яркий литературный талант.

А почему в Индии не любят Киплинга?

Триведи: Потому что в своих произведениях он не всегда лестно отзывался об индийском обществе, индийском характере, привычках. Однако его любят цитировать некоторые политики. Например, строку из его баллады о Западе и Востоке:

О, Запад есть Запад,

Восток есть Восток,

Не встретиться им никогда,

Но всегда опускают последующие строки, которые содержат гораздо больше смысла:

Но Запада нет и Востока нет,

нет наций, родов и преград,

Когда двое сильных и смелых

мужчин друг другу в глаза глядят.

Культура Литература
Добавьте RG.RU 
в избранные источники