Наслышанный о необычном крафтовом (авторском) пиве, не так давно появившемся в городе, тот вызвался продегустировать его. Заказал для начала эль. Хорош! Высоко оценил и "манговый" сорт. Пока шла наша мини-дегустация, к бару подъехали его хозяева, они же - отцы-основатели крафтовой компании, Артем Кольчуков, Дмитрий Булдаков и Никита Филиппов. Жизнерадостные, общительные, молодые. Старшему, Филиппову, 36 лет, на год меньше Булдакову. Младшему, Кольчукову, - 32. Первые двое еще сравнительно недавно о пивоварении и не помышляли, числя себя "чистой воды гуманитариями". Дима Булдаков, например, окончил в свое время факультет культуры и искусств Мурманского педуниверситета, затем аспирантуру в Санкт-Петербургском госуниверситете, защитил кандидатскую. Никита Филиппов, выросший в семье филологов, получил в СПбГУ диплом переводчика. Как случилось, что стали бизнесменами, да еще в таком специфическом деле?
- Мы с Димой несколько лет проработали в известной на всю страну пивной компании, - рассказывает Никита Филиппов. - Я возглавлял там экскурсионно-выставочную группу, он был в этой группе менеджером. Часто ездили в зарубежные командировки, где и узнали о крафтовом пиве. В Европе и США оно очень популярно. Не то что тогда в России. Постепенно пришло решение попробовать сделать его самим.
Первые их литры были сварены в небольшой частной пивоварне. Но прежде они обошли чуть ли не полгорода в поисках тех, кто согласится принять заказ. При том что позаботились и о сырье, и о таре, даже варить напиток брались сами. Сырье нужных сортов и качества они закупают за границей - дрожжи, солод, хмель. Последний практически до основания был вырублен у нас в антиалкогольную кампанию конца 1980-х. Сейчас делаются попытки возродить хмельную отрасль, но проблема в том, что отстав в ней даже немного, догнать или хотя бы приблизиться потом к мировым производителям очень непросто, уходят на это не годы - десятилетия.
Везде, куда обращались Никита и Дмитрий, им отказывали. Чаще потому, что варить пиво в небольших количествах не позволяло производство, рассчитанное на мегалитры. Зато когда повезло, так уж повезло. Знакомый дал им телефон частного ресторанчика, где они познакомились с профессиональным технологом Артемом Кольчуковым.
- К тому моменту я уже искал для себя что-то более интересное, чем традиционное пивоварение, - вспоминает Артем. - Бывая за границей, распробовал крафтовое пиво. Удивлялся, почему у нас его нет. Возможно, конечно, из-за цены - она выше, чем у привычного в России пива. Как-то приятель рассказал о двух парнях, которые "хотят сварить свой крафт". Весной 2012 года Дима с Никитой появились в нашем ресторане. Мне идея понравилась, взялся помочь. Спустя короткое время первые 500 литров были сварены.
Сейчас, спустя три года, их компания варит 20 тыс. литров пива в месяц и не одного, а 10 сортов - от индийского светлого эля Ingria до тыквенного и смородинового. И если в 2012-м Филиппов с Булдаковым потратили на производство 100 тыс. рублей собственных средств, то теперь ежемесячная выручка составляет 6 млн рублей.
- Рисковые вы ребята, - говорю я им. - А не пошел бы ваш крафт? Напиток-то не дешевый (литр стоит в Питере в среднем 500 рублей), да не все о нем и знают.
- Ни тогда, в самом начале, ни сейчас деньги не были для нас главным, - объясняет Дмитрий. - Был иной интерес. В России многие считают пиво плебейским напитком, который разливают в тяжелые кружки в закопченных подвалах и закусывают чесночными гренками. Стереотип давних времен! Захотелось его сломать. Самое интересное для нас - делать хорошее пиво из обычных продуктов. У нас, например, есть рецепты приготовления его из облепихи, из манго, черной смородины. Рецепты нередко придумываем сами, взяв за основу американскую концепцию производства крафта. Главное в ней - постоянно придумывать новые вкусы.
В основу производимого ими смородинового напитка легли ягоды и листья из новгородского сада их водителя. Как вспоминает Артем, обсуждали как-то идею новой - ягодной - рецептуры. А у водителя на даче близ Новгорода много кустов черной смородины. Предложил съездить. Набрали ягод, листьев. Сварили немного, для пробы. Разошлось в считаные дни.
Схожая история и с тыквенным пивом. С той лишь разницей, что для его приготовления сами тыквы пришлось выписывать из-за границы - требовался сорт, который у нас не выращивают. Теперь каждую осень, в конце октября, как и в первый раз, они варят этот оригинальный эль.
Собственных баров у них два. Точнее, один бар на 60 мест, он появился в начале этого года. И небольшая, на 20 мест, пиццерия, открывшаяся два месяца назад. Расположены они в самом центре Питера, где подобного рода заведений более чем достаточно. Опять рискнули. И вновь не прогадали. Возможно, потому, что и к этому делу подошли творчески, до мелочей продумав внутренний дизайн заведений, заказав оригинальную посуду. И предлагают там не одно лишь пиво, но и кинофильмы, музыку, а также в качестве ликбеза - историю мирового пивоварения.
Они рассказывают мне обо всем этом, а я пытаюсь понять: как в наше неспокойное время, когда только и разговоров вокруг что о кризисе и санкциях, эти трое молодых людей решились кардинально изменить привычный образ жизни и начать собственный бизнес?
- Когда еще рисковать, как не в нашем возрасте? - ответил Никита Филиппов. - Во-первых, накоплен уже кое-какой опыт, есть знания, возможности. Во-вторых, мы долго готовились прежде чем оставить прежнюю работу и создать собственную компанию. А кризис, санкции... Если о них думать, лучше вообще ничем не заниматься, а просто лечь и умереть.
К слову
Компания трех товарищей считается первооткрывателем крафта в России. На фестивале пива в Таллине весной этого года она была единственным представителем нашей страны. Получила предложение о сотрудничестве от представителей Финляндии, Эстонии, Кипра, Италии, Испании.
Объем продаж пива в России в 2014 г., по данным агентства ЦИФРРА, составил 8 млрд литров. При этом доля малых предприятий достигает на рынке 74%. За последние 7 лет этот показатель увеличился в 4 раза.
Как считают эксперты, популярность крафтового напитка в нашей стране стремительно растет, несмотря на его дороговизну и тенденцию к снижению спроса на пиво известных "массовых" марок в целом (спад на 9%). Эксперты уверены: потребителю интересно новое.