Токон Мамытов, экс-вице-премьер-министр:
- Если не потушить пожар в Сирии и Афганистане, огонь перекинется в Центральную Азию, в том числе и в Киргизию. Уже поэтому необходимо помогать соседям. Афганистан - хрупкое государство, которое 35 лет находится в состоянии войны и, не исключаю, может распасться в ближайшее время. Причин для этого много: слабые государственные органы, разрушенная экономика, нерешенные социальные проблемы, а также наркоторговля и коррупция.
Десять лет назад был подписан меморандум о сотрудничестве стран ШОС и Афганистана. Первые два-три года он работал, а потом о нем забыли. Почему бы не возродить сотрудничество в этом формате? Помочь Афганистану, на мой взгляд, лучше на двух уровнях: региональном, то есть в рамках таких организаций, как ОДКБ, ШОС и СНГ, а также глобальном, сотрудничая с европейскими странами и такими объединениями, как НАТО и ОБСЕ. Киргизия, кстати, могла бы предоставить отличную площадку для этой работы.
Что касается российской операции в Сирии, то правительство и президент КР в числе первых поддержали ее, и я думаю, что это было правильно. Так называемая международная коалиция, к сожалению, не справилась с задачами, которые на себя возложила. Она не смогла ни уничтожить террористическую организацию, известную как "ИГ", ни ослабить ее позиции.
Марат Суюнбаев, политолог:
- Чиновники на местах утверждают, что не знают о деятельности вербовщиков, но ведь это неправда. В регионах, особенно в селах, все на виду. Если кто-то приехал и начал вести пропаганду, это сразу становится известно практически всем. Схожая ситуация складывается и на республиканском уровне. Чем, например, занимается Государственное агентство по делам религий или тот же Совет улемов при Духовном управлении мусульман? Ни разу не слышал никаких заявлений по поводу распространения в Киргизии экстремистских движений. А чем заняты наши религиоведы? Защищают ли они интересы республики?
Артур Медетбеков, общественный деятель:
- К сожалению, Киргизстан уже допустил ряд ошибок в профилактике распространения экстремизма и терроризма. Одним из главных упущений, по моему мнению, стало отсутствие контроля государства за деятельностью религиозных организаций. К последним относятся объединение "Таблиги джамаат" и сети других религиозных организаций, помогающих молодежи Киргизстана получить не всегда качественное религиозное образование в других странах.
Между тем совершенно точно известно, что по приказу так называемого халифа "ИГ" выделено около 70 миллионов долларов на проведение терактов или организацию массовых беспорядков в странах Центральной Азии. В то же время в Сирии находятся сотни жителей Киргизии, которые принимают участие в боевых действиях на стороне террористов. Официальные источники приводят цифру 400 человек, однако она, на мой взгляд, не отражает реальности. А ведь и непосредственно в Киргизии находится достаточно большое число людей, которые в свое время воевали в составе того же "ИГ", ИДУ (Исламское движение Узбекистана), Исламского движения Восточного Туркестана и других радикальных группировок. Более того, их поддерживает немалое число близких родственников и друзей, приверженных идеям религиозного экстремизма и терроризма.
Марс Сариев, политолог:
- С моей точки зрения, мы проигрываем распространяющимся радикальным идеям из-за слабой научно-исследовательской, стратегической базы. Поясню: один из геополитических игроков - США - пытается переформатировать мир. Почему это происходит? Финансовый и идеологический ресурс США как сверхдержавы исчерпан. Американские власти заинтересованы в том, чтобы целые регионы не просто застряли в развитии, но и откатились назад в средневековье, а государственность на этих территориях вообще перестала существовать. Ведь если этого добиться, ими будет легче управлять и на их фоне вернуть себе статус супердержавы.
Александр Зеличенко, эксперт:
- Необходимо учитывать важный момент: за тем, что киргизстанцы уезжают воевать в Сирию, кроется огромная социально-экономическая подоплека. Это серьезный, отдельный и большой пласт проблем, которые рано или поздно придется решать. Полагаю, что прежде чем наносить удары, мы должны понять, кто нам противостоит. Те, кто участвует в боевых действиях в этой стране, в основном лица узбекской национальности. Никто не задумывался, почему так происходит и что за этим стоит? На мой взгляд, участие граждан Киргизии в боевых действиях в Сирии объясняется не только влиянием религиозно-экстремистских идей, но и некоей своеобразной романтикой.
Ирина Карамушкина, общественный деятель:
- На мой взгляд, главные причины популярности экстремистских организаций в молодежной среде - высокий уровень коррупции в госорганах, отсутствие перспектив, безденежье и безработица. Власть потеряла авторитет в глазах людей. Народ ищет тех, кто, по его мнению, будет более справедлив. Я понимаю разочарование некоторых граждан в светском режиме, а также то, почему они считают лучшей альтернативой религиозное государство. Они видят, что суды отпускают преступников, а многие политики связаны с организованной преступностью, какое распространение получили наркомания, пьянство, разврат. Понятно, что простые люди хотели бы для себя и своих детей другой жизни.
Чтобы успешно бороться с радикализмом, госорганам необходимо работать над возвращением доверия к власти. Важно донести до людей, что счастливое, процветающее государство невозможно построить на крови. Терроризм - не персонифицированное зло, а следствие пороков огромного числа людей.