Конечно, гекзаметром на сцене никто не разговаривал. Древнегреческий эпос легко и иронично пересказали за час с небольшим - обычной прозой XXI века. Спектакль Алексея Лелявского удачно сочетает модный сторителлинг (с которым воронежцы познакомились год назад на фестивале "Большая перемена") и традиции кукольного театра.
Ключевые эпизоды "Одиссеи", ставшие неотъемлемой частью культуры (троянский конь, встреча с циклопом и морскими чудищами Сциллой и Харибдой, уловки Пенелопы), расцветили шутками, которые ясны детям, а у взрослых вызывают довольный хохот. Чего стоит эпизод, когда суровый папаша Одиссей, отругав Пенелопу за сюсюканье с сыном, сам напевает ему разные "люли-люли" и подбрасывает к потолку, пока жена не видит. Роняет, конечно. А, изменив супруге с Цирцеей - ну а что, она ж колдунья, чары, все такое… - отметает подозрения сакраментальным: "Ой, ну все, давай спать уже".
С Одиссея, застывшего в веках как античная статуя словно сняли гипс - превратив в живого и понятного человека. Тем более живого, что куклы героев и маски богов предельно упрощены, вся нагрузка ложится на фантазию. А фантазия у юного зрителя обычно бурная. Для нее режиссер приготовил даже несколько ловушек, чтобы никто не дремал. Пока один актер расписывает, как Одиссей спилил дерево, другой - для иллюстрации - рубит воздух тугим луком.
"Одиссей" оформлен скупо и контрастно, его четкий рисунок напоминает древнюю керамику. Белый, черный и немного красного - для вневременной истории о человеческих страстях этого достаточно. Декорациями служат железные бочки - они и волны, и камни, и острова, и крепость Троя, и "барабаны" для актеров.
Режиссер не делает вид, что на спектакль придут совсем уж невинные недоросли (билеты продают с пометкой "12+"). Но и чуть смеется над теми, кто считает себя чересчур взрослым. Карикатурно-обнаженная Цирцея заманивает Одиссея в свою постель, их стыдливо прикрывают простыней; услышав вздохи и стуки, публика понимающе хмыкает. Потом оказывается, что за занавесом ворочаются и стучат весла гребцов. А когда Одиссей пронзает воображаемой стрелой соперника Антиноя, артист замогильным голосом комментирует: мол, из головы истекли кровь и мозги, и "все увидели то, о чем только догадывались, - у Антиноя были кровавые мысли".
Адольф Шапиро, президент российского центра Международной ассоциации театров для детей и молодежи ASSITEJ:
- Возрастные ограничения для театра - больная тема. Они скорее нужны для актеров, чтобы спектакль хорошо шел. А решать за детей, в каком возрасте что им смотреть, глупо. Мы должны ориентироваться не на "среднего" человека, а на готового! Лермонтов в юношестве вон какие стихи писал… Дети включают телевизор или компьютер и видят все, что угодно. А в театре почему-то должна быть "дистиллированная вода"… Взрослые недооценивают детей - их восприятие, возбудимость и так далее. Ребенок очень рано - вспомните себя - начинает думать о существенных вопросах, о смерти. Прочтите русские сказки - сколько там страха.
Для музеев у нас нет возрастных ограничений. Боттичелли, Рубенса, Ренуара все смотрят, дети видят в Эрмитаже или Лувре обнаженную натуру и хуже от этого не становятся. Просто ребенок берет из художественного произведения тот минимум, к которому он готов. Вы можете прочитать "Войну и мир" хоть в десять лет - что там может повредить психике? Ничего.
Применительно к театру важно еще, приходит человек туда с родителями или с классом. Когда мы имеем дело с культпоходом, то на сцене разворачивается один сюжет, а в зале другой. Надо ходить в театр вместе с детьми! Родители недопонимают, какая это большая радость для ребенка. Он и спектакль тогда воспримет иначе.