05.11.2015 15:25
    Поделиться

    В Воронеже рассказали о секретах фестиваля "Маршак"

    Откуда приходит "детская" муза, как спектакли меняют воздух и почему так трудно бывает принимать подарки, "РГ" узнала у дежурного по воронежскому фестивалю "Маршак" - заслуженного артиста России Камиля Тукаева. Актер Камерного театра, он участвовал в нашей акции "Читаем Маршака", потом стал лицом театрального фестиваля, названного в честь писателя. А сейчас снимает о Самуиле Яковлевиче черно-белое кино.

    Что за должность - дежурный по "Маршаку"?

    Камиль Тукаев: Работаю гостеприимным хозяином. Встречаю гостей, веду церемонии открытия и закрытия, вручаю дипломы и цветы - в общем, смотрю детские спектакли и наслаждаюсь! Мы собрали лучшие спектакли профессиональных театров России и СНГ, постановки детских студий Константина Хабенского из разных городов и школы "Класс-Центр" Казарновского из Москвы. Режиссеры проводят мастер-классы для ребят и их родителей.

    Знаете, я вспоминаю, как началась популяризация Самуила Яковлевича на его родине, в Воронеже, - с невинной затеи: акции "Читаем Маршака" в Интернете. С подачи "Российской газеты" я в это дело втянулся. 2012-й был объявлен Годом Маршака, потом заговорили о памятнике… Ну, чем мы обходились раньше? Знанием детских стихов и домом с мемориальной доской. Вот и вся гордость. А теперь открыт памятник, запущен фестиваль, а в моей жизни в последнее время почти все связано с Маршаком!

    Что вам дало столь тесное знакомство?

    Камиль Тукаев: Я изучил его биографию (всем рекомендую прочесть воспоминания его сестры) - невероятный был человек. Они с женой за четыре месяца в Англии подготовились к поступлению в Лондонский университет. В день учили по 500 слов. Маршак проводил целые дни в Британской библиотеке и "довел" себя до переводов Шекспира и Блейка! В Воронеже была полемика - нужен ли памятник Маршаку, зачем там девочка с крыльями, правильное ли там пальто или воротник… Мне частности неинтересны. Важно, что памятник есть, дети будут ходить мимо, спрашивать: "Мама, это кто?". Если мама не ответит (это трагедия!), ей придется срочно исправлять свою жизнь. Рано или поздно факт того, что Маршак рядом, обязательно в тебя войдет. Мы его знаем в основном как детского классика, "несерьезного". А у него столько мудрости. Послушайте: "Как зритель, не видевший первого акта, / в догадках теряются дети. / Но все же у них получается как-то / Понять, что творится на свете" - меня потрясло это четверостишье. Словом, Маршак везде, Маршак forever!

    Прошлой осенью дети в Воронеже ходили на другой фестиваль - "Большая перемена". Продюсер Эдуард Бояков тогда был ректором нашей Академии искусств и "притянул" его из Москвы. Не жалко вам, что мы этот форум потеряли?

    Камиль Тукаев: Я Эдуарду Боякову благодарен. Но он уехал, его проекта не стало, а свято место пусто не бывает. Судите сами: в миллионном городе выпускают, допустим, пять-шесть детских премьер в год. Причем на разные возрастные группы. И все?.. А фестиваль - повод приобщиться к театральной жизни страны. На "Маршак" приехали театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани и Уфы, из Армении, Казахстана и Беларуси. Возможно, программа в чем-то пересекается с "Большой переменой", так часто бывает. Надеюсь, что "Маршак" станет ежегодным.

    Не всем показались демократичными цены на билеты.

    Камиль Тукаев: Ценовой диапазон от 150 до 1200 рублей, средняя стоимость билета - 530 рублей. Причем лишь 7 процентов билетов было дороже тысячи. Подумайте, что такое привезти из Екатеринбурга высокотехнологичный спектакль с декорациями. Доставить команду, встретить достойно, поселить. Ну, "диванные критики" всегда найдутся. По себе знаю: делаю спектакль как режиссер и как актер, люди хлопают, дарят цветы, поздравляют, а потом пишут в сетях: "Да он же не режиссер" или "Выходит, он получил зарплату дважды!".

    Грант на видеомэппинг в день открытия фестиваля дало правительство области, что тоже вызвало критику в соцсетях. Я как актер участвовал в съемках бесплатно, но на производство и трансляцию деньги нужны. Медиастудия сняла волшебный ролик, его крутили вечером на фасаде театра кукол. Я стоял и наслаждался тем, как реагируют на увиденное дети. Радуются, кричат: "А будет еще"? Странно: для себя мы, взрослые, ничего не жалеем - на салюты, шоу… А детям - пожалели.

    "Мы знаем Маршака в основном как детского классика, "несерьезного". А у него столько мудрости!"

    Мы одной рукой делаем что-то хорошее, другой разрушаем. Замечательно, что фестивали становятся брендом Воронежа. Это праздник, подарок. Но надо уметь принимать подарки, а не искать в них изъяны.

    Хорошо было бы, если б наши фестивали притягивали туристов.

    Камиль Тукаев: Когда палитра событий будет разнообразной, каждый выберет, какой краской писать свою жизнь. Приехать на Платоновский ради мировых звезд, или на "Маршак" с ребенком, или на "Мандельштамфест" из любви к поэзии. Фестивали создают среду. Вот я по утрам гуляю по парку "Динамо", где идет реконструкция. И вижу много людей - с колясками, собаками, спортивными палками… Мы пока не умеем говорить друг другу "Доброе утро!" - но уже чувствуем, что вокруг что-то меняется, и мы за это благодарны. Понимаем, что лучше идти по плитке, чем по грязи. Лучше жить лучше! Там один парень работает - собирает мусор. Делает это с достоинством и радостно. Среда делает человека. И фестивали - тот воздух, которым мы окружаем себя.

    Искусство воспитывает?

    Камиль Тукаев: О, вот в это я не верю. Искусство должно будоражить тебя, бить в нервные точки. Чтобы после спектакля ты начал работать с собой. Думаешь о героях, ищешь в себе изъяны, злишься: "Зачем я пошел в этот проклятый театр!"

    Актеры тоже так мучаются?

    Камиль Тукаев: Современный актер - это не просто человек, который надевает кринолин и читает чужие слова. Он все-таки человек общества. Он не может пройти мимо чужой боли - поэтому мы часто видим актеров в качестве больничных клоунов, во главе благотворительных фондов, таких как у Чулпан Хаматовой и Дины Корзун, или детских студий, как у Константина Хабенского. Они хотят поменять мир.

    О чем будет ваша черно-белая короткометражка про Маршака?

    Камиль Тукаев: Мы с оператором и режиссером-постановщиком Алексеем Бычковым и драматургом Германом Грековым затеяли фильм о воронежском периоде жизни поэта, с 1915 по 1917 год. Очень трудном: погибла маленькая дочь, умер брат жены, на фронт не взяли по зрению. Именно в этот период он решает посвятить себя детям. Маршак занимался с ними английским, ставил спектакли. И эти обстоятельства каким-то образом дали раскрыться его таланту. В Воронеже поэт обрел музу.

    Деньги на съемки у нас появились благодаря поддержке губернатора Алексея Гордеева. Все участники съемочной группы работают бесплатно. Это сложное дело, современный город преподносит свои сюрпризы. Сложно с натурой - павильонов "Воронежфильма" пока не существует. Тащим со стройки поддоны, делаем из них забор, клеим "исторические" плакаты, высыпаем рядом листья… Радует уважительное отношение воронежцев. Нет зевак, лезущих в кадр. Некоторые сцены снимали в школах - так даже дети понимающие оказались, сфотографировали на память ретро-автомобиль и убежали. Краевед Ольга Рудева пустила нас в свою квартиру, нашла кучу реквизита.

    Может, это местечковая гордость, но мы обязаны популяризировать имя Маршака. Глядя на свою жизнь, я понимаю, что первая ее половина - попытка все ниспровергать, а вторая - попытка восстанавливать. Наверное, поэтому мы с таким удовольствием снимаем фильм.

    Ключевой вопрос

    Маршак для вас скорее детский поэт или…

    Камиль Тукаев: Уникальный. Он всегда с нами. В детстве - "Вместо шляпы на ходу он надел сковороду", позже - пьесы в детском театре, в школе. Затем переводы. В период первой влюбленности - сонеты Шекспира. А потом - поздняя лирика: любое четверостишие откройте, сколько в нем глубины! Давайте-ка откроем с вами наугад… "Свиньи, склонные к бесчинству, / На земле, конечно, есть, / Но уверен я, что свинству / Человечества не съесть!" или "Читатель мой особенного рода: /Умеет он под стол ходить пешком./ Но радостно мне знать, что я знаком / С читателем двухтысячного года!"
    Это ли не поэтическая телеграмма в будущее, нам с вами, от Самуила Яковлевича Маршака с верой в наше предназначение - быть людьми?

    Поделиться