05.11.2015 15:36
    Поделиться

    Пиотровский в Перми высказался за возвращение "красных человечков"

    Конференция "Эшелоны идут на восток" собрала в Перми цвет музейного сообщества страны
    Заседание президиума Союза музеев России и научно-практическая конференция "Эшелоны идут на восток", посвященные 70-летию Великой Победы и 125-летию музейного дела в Пермском крае, собрали на берегах Камы весь цвет российского музееведения.

    Более пятидесяти руководителей крупнейших хранилищ со всей страны, наиболее внушительной персоной среди которых был генеральный директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент Российской академии наук Михаил Пиотровский, ознакомились с культурным и историческим достоянием региона и обсудили проблемы общероссийского значения.

    Также высокие эксперты отдали дань благодарности Прикамью за сбережение в годы Великой Отечественной войны культурных кладовых Москвы и Ленинграда.

    От Венеры до красных человечков

    Вопреки ожиданиям недругов Марата Гельмана, с чьим именем в основном связывают "пермскую культурную революцию", Пиотровский не стал вбивать гвоздя в гроб той эпохи. Напротив, высказался о ее наследии недвусмысленно похвально.

    - Музеи в Перми все замечательные и новаторские, - отметил петербуржец хозяевам. - Эксперимент с музеем современного искусства был смелым. И вообще, если даже в итоге случается не так грандиозно, как задумывали, то все равно выходит что-нибудь хорошее.

    Михаил Борисович не имеет ничего против возвращения на улицы "арт-объектов" вроде нашумевших красных человечков, сейчас пребывающих где-то на складе.

    - Петр Первый привез в Петербург Венеру Таврическую и заставлял соотечественников смотреть на нее, приставив к статуе охрану, - напомнил председатель Союза музеев. - Это, по сути, была культурная революция. В современном искусстве бывают провокативные формы. Аналогов красных человечков, бывает, и в Париже уничтожают и расписывают различными надписями; есть такие авторы, которым это даже нравится. Искусство - это то, чему надо учить и что надо насаждать.

    Сегодня от паблик-арт-программы музея PERMM на улицах города осталось пять экспонатов. Наиболее известные - это "Пермские ворота" по соседству с вокзалом Пермь II и "Яблоко" у библиотеки им. А. М. Горького.

    По мнению Пиотровского, первая в стране культурная революция произошла, когда Петр I привез и выставил на всеобщее обозрение Венеру Таврическую.

    Островок печального "архипелага"

    Если PERMM принудил-таки оппонентов примириться со своим существованием, то единственный в стране музей истории политических репрессий под открытым небом "Пермь-36" остается одной из проблемных точек, вокруг которой не утихают страсти. Посетив бывшую колонию для противников Советской власти и шпионов, Пиотровский оценил потенциал и высказался за то, чтобы обязательно сберечь комплекс.

    - Могут быть различные точки зрения на предмет того, как это показывать, - рассуждал Пиотровский. - Должно ли это быть посвящено ГУЛАГу вообще или же остаться музеем совершенно конкретного места и тех людей, что здесь сидели?! Другая тема, до какой степени дозволить посетителям вживаться в обстановку, - у кого-то может возникнуть даже потребность в этом. И тогда это место способно стать туристическим объектом.

    Впрочем, финальную точку в конфликте вокруг бывшей "зоны" должны поставить не ведомства сферы культуры, а попечители музея и совет по правам человека при президенте РФ.

    Музей храму не помеха

    Пиотровский дал свою оценку ситуации, возникшей после передачи здания Спасо-Преображенского собора, здание которого более восьмидесяти лет занимает Пермская государственная художественная галерея, Русской православной церкви (произведена в 2011 году. - прим.ред.).

    - В России выработаны такие схемы, когда обе сакральности: музейная и храмовая, - могут соединяться, - отметил мэтр. - Мы считаем, подходящий пример есть у нас в Петербурге - Исаакиевский собор. Однако и в Перми, мне кажется, обстановка в этом отношении лучше, чем в других городах.

    - У нас примером служит опыт экспозиции посоха Стефана Пермского в Вознесенской церкви два года назад, - вмешался министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края Игорь Гладнев. - Мы предоставили раритет, а по заказу епархии для него был сконструирован технологичный футляр с климат-контролем. В общем, когда мы идем навстречу друг другу, тогда и все конфликты нивелируются.

    У завода долгая память

    Упомянул петербургский гость и тему вовлечения в широкий оборот коллекций технических, заводских и корпоративных музеев. Сейчас по большей части знакомство с их собраниями происходит эпизодически, по предварительной записи.

    - Потенциал тут громадный, - оценил Пиотровский. - Технические музеи, по сути, ничем не отличаются от всех других, хотя и обладают особенностями, не присущими художественным собраниям. Но они, несомненно, часть культуры.

    Тут стоит напомнить, что уже около трех лет назад совладельцы "Мотовилихинских заводов" принципиально одобрили передачу региону здания старинной Грасгофской фабрики, где во второй половине XIX века была отлита пермская "Царь-пушка", - предполагалось, что под политехнический музей... Но воз и ныне там.

    Напоследок высокий гость порадел хозяевам тем, что посетил одноименный книжный магазин - "Пиотровский" - и сфотографировался под его вывеской (назван в честь Юзефа Пиотровского, участника польского восстания 1863 года, ставшего основоположником книготорговли в Перми. - прим.ред.).

    Кстати, еще одного Пиотровского можно увидеть в планетарии - на небесном своде движется малая планета, названная в честь петербургского хранителя древностей.

    Поделиться