05.11.2015 12:21
    Поделиться

    В Пензе открылся первый в России арт-холл для инвалидов

    В здании бывшей духовной семинарии в Пензе открылся арт-холл для людей с ограниченными возможностями. Он стал еще одним благотворительным проектом для поддержки ребят из Нижнеломовского дома-интерната, где воспитываются отказники с физическими пороками. "РГ" проследила, как складывается их судьба после выхода из стен интерната.

    Стали родными

    Ровно год назад Татьяна, Елена, Евгений и Ваня переехали в дом с саксофоном и фотографиями Луи Армстронга в Березовском переулке в старой части Пензы. Небольшое строение для инвалидов-колясочников выкупила и обустроила общественная организация "Благовест". Ее возглавляет Мария Львова-Белова - хрупкая белокурая женщина, она не намного старше своих подопечных. В 30 лет у Маши четверо родных и столько же приемных детей, не считая обитателей "Квартала Луи", к которым она тоже относится как мама.

    Много лет Мария дружит с воспитанниками Нижнеломовского детского дома. Каждый приезд "Благовеста" к ним оборачивается шумным праздником. Однажды, возвращаясь домой, Маша задумалась: что будет с этими искалеченными судьбой мальчишками и девчонками через год-два? После детского дома их ждет койка в доме ветеранов. Из детства - сразу на пенсию. Нормативные документы и инструкции не оставили им шанса вернуться к обычной жизни. Тогда родилась идея создать реабилитационный центр, работающий по принципу сопровождаемого проживания. Благодаря спонсорам, пензенской епархии, представителям региональной власти и просто неравнодушным людям проект удалось осуществить. И вот пролетел первый год. Каким он был для домочадцев "Квартала Луи"?

    Ноты джаза

    - Я когда услышала, что наш дом будет называться в честь Армстронга, удивилась, причем здесь темнокожий музыкант. Где он и где мы? - рассказывает одна из обитателей "Квартала Луи" Елена Трошина.- Теперь поняла. К темнокожим всегда относились с настороженностью, как к убогим, держали дистанцию. Но этот человек преодолел предубеждения, завоевал сердца людей по всему миру. У каждого из нас есть ограничения. И чем больше границ мы преодолеваем, тем шире открываются наши сердца.

    За год Лена превратилась из стесняющейся скромницы в светскую даму. В праздничный вечер она одна не стала надевать форменную одежду коммуны, а предстала перед гостями в развевающемся платье мятного оттенка. Без тени волнения она читала со сцены свои стихи для незнакомых людей. Не верилось, что год назад эта девочка боялась взглянуть собеседнику в лицо, отводила глаза и замыкалась на полуслове.

    - Лена, ты ли это?

    Она кокетливо улыбается:

    - Сама удивляюсь. Словно из гусеницы превратилась в бабочку.

    Бабочки порхают и на обложке ее собственного сборника стихов. Для него автор отобрала 50 лучших творений, доработала вместе с преподавателем по стихосложению и сама подготовила книгу к печати. Пожалуй, это было самым сложным. Каждый символ на клавиатуре давался с трудом, скованные недугом пальцы поначалу отказывались слушаться. Уже проживая в "Квартале", Лена перенесла операцию. Врачам удалось заметно расширить ее физические возможности. Чтобы встать на ноги, увы, речи не идет, но Лена без посторонней помощи может заправить кровать, помыть посуду, завязать шнурки не только себе, но и новенькой в их доме девочке Кате. Она присоединилась к коммуне в этом году. На правах младшего ребенка в семье Катю все опекают. Хотя она единственная, кто может передвигаться без коляски, быстро перебирая искривленными коротенькими ножками. Главное, чтобы утром ей не забыли завязать шнурки на тяжелых ортопедических ботинках.

    - Когда Катя попросилась к нам, мы принимали решение на общем собрании. Ребята живут одни. Ухаживать за ними некому. Поэтому забота о Кате полностью ложится на их плечи. В силу строения костей Катя не может сама принять душ, обуться. Но "квартальцы" даже не стали раздумывать. Конечно, берем! - рассказывает Мария Львова-Белова.

    Встреча с морем

    Самым ярким впечатлением за минувший год для ребят стала совместная поездка на море. Они долго откладывали деньги с зарплаты и пенсии. Трое жителей "Квартала" работают в типографии при местной епархии. Конечно, со сборами помогли друзья. Все спонсоры здесь быстро переходят в разряд друзей. Приходят в гости, болтают, пьют чай и помогают поверить, что мечты сбываются не только у крупных кампаний. Эта маленькая компашка мечтала покувыркаться в волнах. Никто из ребят не был на море.

    Пришлось вести переговоры с железной дорогой, чтобы прицепили специальный вагон для инвалидов. Пока ехали до Адлера вдоль береговой линии, ребята прилипли к окошкам. Им хотелось поскорее окунуться в море.

    - Оказалось, оно совсем не такое, каким мы его представляли. Это стихия! И удержаться на волне не просто. Она так и норовит шмякнуть тебя о камни. Но мы не из тех, кто сдается. И море мы приручили, - рассказывает Татьяна Кононова.

    Дольше всех отказывался заходить в море Ваня. Хотя ребята считают его самым смелым. В городе он первым начал "ходить" один в магазин за продуктами. И даже если нужно что-то достать с верхней полки, не стеснялся попросить окружающих. Ему ни разу никто не отказал. Однажды у Вани разрядился телефон, он не мог вызвать такси до дома. Тоже помогли случайные прохожие.

    - С морем договориться оказалось сложнее. Пришлось купить детский надувной круг. Пусть выглядит смешно, зато надежно, - улыбается Ваня.

    Ребята посетили Олимпийский парк, где проходили и Паралимпийские игры. На них выступала их давняя знакомая по интернату Света Коновалова. Девочка, не имевшая с рождения ног, завоевала золото в биатлоне и лыжных гонках. Ребятам она присылала свои фотографии. На одной из них она вдвоем с Путиным. Президент приглашал паралимпийцев в Кремль.

    - Светка, молодец! В интернате занималась тяжелой атлетикой и теннисом. Затем поступила в колледж для детей с ограниченными возможностями в Рязанской области. Ее заметили тренеры и предложили заниматься лыжами. Теперь живет в Москве, тренирует паралимпийцев, - рассказывает гордая за подругу Татьяна Кононова.

    Сама она мечтает стать тренером по тяжелой гимнастике. В интернате ей не было равных в жиме лежа. В этом году Таня будет поступать в училище Олимпийского резерва в Пензе.

    Печальное известие

    Открытие арт-холла омрачила одна новость, пришедшая из пензенского дома ветеранов. Там умерла однокашница ребят из Нижнеломовского дома-интерната 27-летняя Ольга Склямина. Она везде была душой компании. Тоже очень хотела перебраться в "Квартал Луи", но ей не позволило здоровье. Девушке необходимо было три раза в неделю ездить на диализ, она не могла обходиться без посторонней помощи.

    Оля стала знаменитой после телепередачи "Пусть говорят". Написала письмо редакторам с просьбой найти ее родную маму, и они удивительно быстро справились с задачей. Мама с дочкой встретились в прямом эфире. Мама оказалась еще молодой привлекательной женщиной из Мичуринска. Плакала и раскаивалась в том, что оставила новорожденную дочку в больнице. Обещала забрать к себе. Но новая семья мамы встала в позу. Они оказались не готовы разделить жизнь с инвалидом.

    В итоге маме осталось лишь похоронить дочку. Она забрала к себе крошечное тело, которое поместилось в детском гробике.

    - Я думаю, зря она искала родителей. Меня они сами нашли в 14 лет через суд, когда потребовалось доказываться, что у меня нет другой жилплощади. Даже приезжали ко мне из Челябинской области в детский дом, звали в гости. Я не поехал. Зачем? Назвать ее мамой я не смогу. Хотя ни в чем не виню. Она все правильно сделала. Что она могла мне дать в глухой деревне? Может, меня уже в живых бы не было. А теперь я ни в чем не нуждаюсь, - говорит Ваня Пчельников.

    В этом году ему предстоит сдавать ЕГЭ в Губернском лицее для одаренных детей, где он обучается дистанционно. По результатам будет понятно куда поступать, он уже выбрал несколько вузов. С его рассудительностью Ваня мог бы стать психологом, чтобы помогать людям избавляться от вредных ограничений.

    Кстати

    В настоящее время "Квартал Луи" хлопочет о постоянном жилье для выпускников интерната. Прикованные к инвалидной коляске ребята лишены права на бесплатную квартиру по медицинским показаниям. Чтобы устранить это препятствие, необходимо внести изменения в индивидуальную программу реабилитации. Они добиваются, чтобы их признали способными к самостоятельному проживанию и опасаются, что придется делать это через суд. Только после получения этой справки их обещали поставить в очередь на жилье.

    Поделиться