Казанский краевед рассказал историю волжских разбойников

Осенние каникулы и ноябрьские праздники - хороший повод отдохнуть где-нибудь всей семьей. Желательно недалеко от дома. Вот только все путешествия по республике у татарстанцев, как правило, ограничиваются посещением Свияжска, Болгара и Елабуги.

Корреспондент "РГ" встретился с казанским краеведом Леонидом Абрамовым и узнал о множестве удивительных мест, через которые не пролегают популярные туристические маршруты.

За миллионы лет до нашей эры

Изучением родного края Леонид Абрамов увлекся, еще будучи студентом истфака Казанского государственного университета. И вот уже двадцать лет не может оставить это занятие. Перечитал тонны архивных документов, исходил тысячи километров по Татарстану. Пожалуй, республика для него огромный учебник истории с наглядными иллюстрациями. Особую любовь испытывает Леонид Абрамов к Волге. Вот только казанцы, считает он, забывают, что живут на этой великой реке.

- Город повернулся к ней спиной. Мы не чувствуем себя волжанами, в отличие от тех же жителей Самары, - сокрушается краевед. - Там каждый второй отдыхает на Волге. Река кишит моторными лодками.

По мнению историка, отчасти такая ситуация связана с тем, что казанцы живут на левом берегу Волги, не самом удобном в плане развития речного туризма. А потому он призывает земляков исследовать правый берег реки. Протяженность его составляет 150 километров!

- Это пространство, напоенное рекой, - говорит Леонид. - Ощущение Волги именно там. Мощь, ширь. Что ни поворот, то живописный вид. Глаз отдыхает...

Самый древнейший памятник здесь поставлен самой природой. Это Печищенский геологический разрез, объект уникальный. Его знают ученые во всем мире. Он возник 260 миллионов лет назад на месте древнего моря и формировался на протяжении 50 миллионов лет. Особенно впечатляюще выглядит разрез с Волги, откуда он напоминает гигантский многослойный торт.

Каждый слой соответствует определенному геологическому периоду. Очень ярко здесь представлен Пермский период, который закончился вымиранием девяноста процентов видов животных. В общем, этот срез - подарок для геологов. Приезжать в Печищи со всего света они начали еще в XIX веке, продолжают и по сей день. Часто в этом селе проходят международные конгрессы. А большинство татарстанцев об этом даже и не догадывается.

Разбойники с горы Соколки

Еще одна природная достопримечательность правого берега Волги - гора Соколка. Она расположилась близ села Верхний Услон.

- Отсюда открывается отличный вид на Казань, вся как на ладони, - рассказывает Леонид Абрамов. - По меркам гор она, конечно, невысокая, всего 200 метров. Но если вы на нее заберетесь, то почувствуете высоту. Да и ветра здесь гуляют.

Можно разглядеть с Соколки не только столицу Татарстана, но и далекое прошлое.

- В XVI веке с этой горы волжские разбойники высматривали торговые суда. А называли в те времена они себя соколами, - проливает свет на происхождение названия историк. - Ассоциация такая у них возникала. Ведь сокол разглядывает свою добычу с большой высоты, а потом резко пикирует вниз. Стоит гора там, где Волга делает поворот. И разбойники нападали внезапно, как бы из-за угла. А при повороте течение всегда прибивало судно к берегу, по-этому захватить его можно было легко. На своих челнах они подплывали к нему с криком: "Сарынь, на кичку!".

На разбойничьем жаргоне "сарынь" означает "чернь, бурлаки", а "кичкой" назвали возвышенную часть на носу судна. Таким образом, бандиты призывали их отойти в сторону от купцов и не сопротивляться. И если бурлаки исполняли приказ, жизнь им сохраняли.

Тогда этот край, по словам Леонида Абрамова, кишел разбойниками. После ужесточения законов в отношении крепостных беглый люд стекался не только на Дон, но и на Волгу. Так возникло волжское казачество.

- Все, что было ниже Казани, называлось низовой вольницей, - рассказывает краевед. - Но потом казаков погнали отсюда. Волга была важнейшей торговой артерией, и государство не могло их здесь долго терпеть. Ермак Тимофеевич со своей ватагой ушел вверх по Каме к Строгановым. А те их отправили на покорение хана Кучума. В итоге волжские казаки дали начало двум ветвям - исетскому и яицкому казачеству.

Но и на этом история горы Соколки не заканчивается. В 1918 году эту стратегическую высоту во время штурма Казани заняли белочехи. Именно они впоследствии вывезли из города золотой запас страны стоимостью в 650 миллионов рублей.

- Рядом располагалась железная дорога, по которой ходили бронепоезда "Свободная Россия" и "Стенька Разин", - проводит очередной экскурс в историю Леонид Абрамов. - И в одном из них находился главнокомандующий левобережной группировкой Красной армии латышский стрелок Ян Юденьш. Мы его знаем как Юдина. И вот он был убит снарядом, выпущенным с той самой горы Соколки. В честь него станцию Красная горка переименовали в Юдино. Это был первый в истории Советской России случай переименования населенного пункта в честь красного героя.

А на Соколке, где до сих пор сохранились следы того самого бронебойного орудия, чехи несколько лет назад установили памятную плиту с именами своих героев.

Вотчина Нарышкиных

Много на правом берегу Волги расположено старинных храмов, усадеб, домов. В XVIII-XIX веках, как и сейчас, сильные мира сего любили отстраиваться в живописных местах у рек. Только делали они это с большим вкусом, да и закона не нарушали.

- Семьдесят километров берега принадлежало Нарышкиным, - рассказывает Леонид Абрамов. - Первым владельцем был Кирилл Алексеевич, троюродный дядя и ближайший сподвижник Петра I. Строитель Санкт-Петербурга, а затем губернатор Москвы. Потом вотчина перешла его сыну Семену Кирилловичу. Богатейший человек, жуир, франкофил, законодатель мод. Про него Екатерина II говорила, что он делает все, чтобы разориться, но у него не получается. Нарышкины стали первыми строить храмы в европейском стиле. Даже возник термин "нарышкинское барокко". У нас сохранилось несколько таких церквей и храмов.

Один из красивейших, в честь Иоанна Предтечи, расположен в селе Ключищи. Здесь находилась знаменитая икона Богоматери "Скоропослушница", сохранившаяся и по сей день. Стоит храм на холме, откуда открывается чудесный вид. Раньше ради этого храма пароходчики делали стоянки.

В селе Нариман располагается усадьба маркиза Паулучи. Представитель древнего итальянского рода женился на местной дворянке и осел здесь.

- Построена она в итальянском стиле. Балкончик чудесный, как из "Ромео и Джульетты", - описывает памятник краевед. - Раньше был здесь и винокуренный завод, но его разрушили. Зато уцелели спиртовые склады. Они напоминают термы: куполообразные своды и внутри темно. Возникает ощущение, что попал в раннюю римскую эпоху. Очень необычное место.

Яблоневый рай

В Теньках сохранилась усадьба князей Гагариных, которая датируется 1849 годом. Имея наследственную должность гофмейстеров, они заправляли всем императорским имуществом. Часть вотчин купили у Нарышкиных, хорошо там обустроились и разбили первый сад на Волге. Посадили яблоню, вишню, грушу. С этого началась история садоводства, очень яркая и интересная.

- Им повезло с местом, здесь свой микроклимат. Правый высокий берег защищает от холодных ветров, близко грунтовые воды, в почве много известняка. Все это повлияло на успех предприятия. К тому же Гагарины привозили лучшие сорта из Британии, Франции, Германии и культивировали их. Это увидели богатые старообрядцы и начали выкупать бросовые земли и тоже засаживать. В результате возник яблочный клондайк. Более миллиона деревьев!

Примечательно, что с приходом советской власти сады не загубили. В усадьбе Гагариных открыли сельхозинститут, этакий татарстанский Мичуринск. Здесь разводили поволжские сорта яблок, один из них назывался теньковским. Но в 1979 году произошла катастрофа, после дождливой осени ударили аномальные морозы.

- Деревья просто ломало, потому что они напитались водой, - вспоминает краевед. - Погибли сады от Казани до Ульяновска. Ведь яблонями был засажен весь правый берег!

Сейчас о былом чуде напоминают лишь растущие кое-где дикие яблони.

- А если возродить эти сады, какой замечательный можно было бы сделать туристический объект! - мечтает Леонид Абрамов. - Соки для туристов давить, сидр делать, пироги печь. Нам нужны свежие идеи. Надо обустраивать свой край и популяризировать его. Мы даже сами не представляем, где живем. И Казань не знаем, не говоря уж о периферии. А когда изучишь свою землю, походишь по этим удивительным местам, то и возникнет любовь к родине.