По предварительным расчетам, в следующем году в результате фискальных послаблений область недополучит почти три миллиарда рублей. Выпадающие доходы образуют главным образом дифференцированная ставка налога на имущество (нулевая, 0,5 либо один процент) и сниженный до 14 процентов налог на прибыль. По мнению председателя бюджетного комитета областной Думы банкира Дмитрия Горицкого, потери условные, мнимые. Поскольку каждый "подаренный" инвестору рубль приносит в казну дополнительно от полутора до семи рублей за счет развития промышленного бизнеса. Утверждается, к примеру, что нефтеперерабатывающий завод с каждого рубля господдержки перечисляет в бюджет три рубля. Без преференций наращивать обороты было бы гораздо сложнее, а в некоторых случаях просто невозможно.
Соблазн прибегнуть к гибкой схеме налогового стимулирования - с оглядкой на текущее экономическое состояние предприятия - в целом подорвет доверие инвесторов к региональной власти, уверен Владимир Якушев.
- Любой слух о том, что мы с кем-то сперва договорились о льготах, а потом пересмотрели условия в худшую для него сторону, спровоцирует репутационную катастрофу. За ней последуют убытки бюджета. Область потеряет в перспективе гораздо больше, нежели сиюминутно приобретет. Поэтому менять правила игры нельзя, - аргументирует свою позицию глава региона.
Обговоренные сторонами сроки особого фискального режима могут быть значительными. Скажем, для французского продовольственного холдинга это период реконструкции молочного комбината плюс пять последующих лет.
Предложение же о включении в особый реестр компаний, зарегистрированных за пределами области, выглядит, на первый взгляд, странно, если не подозрительно. Между тем расчет опять же строится на привлечении в регион дополнительных капиталовложений. Заместитель губернатора Вадим Шумков приводит пример мостостроительной компании: она открыла под Тюменью два завода, создала сотни новых рабочих мест, рассматривает планы создания других производств. Наверное, логично и ей предоставить привилегии.
Само собой, решение будет приниматься не на междусобойчике - на заседании облдумы. Предстоит внести дополнение в закон о промышленной политике, увязав в нем право на льготы с наличием у предприятия в регионе обособленного подразделения, поясняет депутат Инна Лосева.
Наблюдатели не исключают, что, наделяя инорегиональные компании правом на поблажки, власти сибирского субъекта надеются переманить к себе головные офисы.
Тем временем некоторые новые предприятия, открытые в Тюменской области, добиваются налоговых снисхождений и от муниципалитетов. Так, недавно сталепрокатчикам, обосновавшимся в областном центре, уже в четвертый раз наполовину скостили земельный сбор. Тюмень недосчитается свыше двух миллионов рублей. Некоторые депутаты гордумы, прежде чем согласиться на это, с лупой рассмотрели цифры господдержки металлургического производства, размер его налоговых отчислений и прогнозные показатели. При строительстве завода прямые инвестиции в него из федерального и регионального бюджетов составили без малого миллиард рублей. На проектную мощность он выйдет на пять лет позже планируемого срока. Годовые отчисления в бюджеты области и города - 80 и 18,5 миллиона рублей соответственно. Не густо.
- При запуске на полную мощность в 2019 году завод принесет больше налогов. Одних только рабочих мест в компании будет создано около тысячи, а учитывая кумулятивный эффект - еще больше, - убеждал коллег спикер гордумы Дмитрий Еремеев.
Акцент на численности работников сделан не ради красного словца: городскую казну пополняет преимущественно именно НДФЛ.
Будем надеяться, ожидания оправдаются и сегодняшние льготы обернутся в будущем ростом промышленности в регионе. Ну, а в качестве своеобразной компенсации выпадающих доходов и свидетельства четкого определения приоритетов господдержки следует, похоже, рассматривать корректировку закона "О налоге на имущество организаций", предусматривающую постепенное увеличение сборов с непроизводственного бизнеса - административно-деловых и торговых центров общей площадью свыше 10 тысяч квадратных метров. Ту же цель преследует рост в 1,1-2,5 раза ставки транспортного налога. Последний, как предполагается, в 2016-2017 годах принесет дополнительно 200 миллионов рублей.