05.11.2015 20:03
    Поделиться

    В Зауралье осовременили безотвальную систему земледелия

    Хлеборобы Зауралья творчески применяют наследие знаменитого земляка
    Безотвальная система земледелия, разработанная Терентием Мальцевым в середине прошлого  века, доказала свою эффективность и легла в основу современных ресурсосберегающих технологий, хотя споры вокруг нее не прекращаются до сих пор. В канун 120-летия со дня рождения агрария-новатора, которое земляки отметят 10 ноября, корреспондент "РГ" попыталась выяснить, много ли у него последователей на родине.

    Уроки народного академика

    Сергей Мальцев живет и работает в селе Мальцево Шадринского района - том самом, где родился "народный академик". Правда, знаменитому земляку он лишь однофамилец, хотя уверен: общие корни наверняка есть. А вот что касается профессиональных интересов - тут точно родственные души.

    - Я еще школьником бегал к Терентию Семеновичу, смотрел, как он проводит опыты на полях, слушал его рассказы, как надо растить хлеб. Еще тогда решил: стану агрономом, - вспоминает Сергей Мальцев. - Особенно запомнилось его отношение к земле. Он называл ее не иначе как "земля-матушка", "земля-кормилица", разговаривал с ней, как с живым существом.

    После сельхозинститута Сергей вернулся в село, поработал семеноводом, агрономом в бригаде, с 1990 года он главный агроном. Признается, что не раз предлагали стать во главе хозяйства, да он наотрез отказался: не мое, мол.

    Нынешним урожаем главный агроном ООО "Агро-Клевер" доволен: с 5,4 тысячи гектаров намолотили 16,2 тысячи тонн зерна - с каждого гектара по 30,1 центнера. Правда, рекорд хозяйства - 36,6 центнера, но год на год не приходится.

    - Уроки Терентия Семеновича мне очень пригодились, - рассуждает Сергей Мальцев. - Конечно, за 60 с лишним лет технологии ушли далеко вперед, и разработанная им система минимальной обработки почвы претерпела много изменений, но основа осталась. По сути, мальцевская школа земледелия включает четыре принципиально важных момента: сроки сева, обработка почвы, наличие паров и отношение к земле. Вопреки назойливым кураторам, которые указывали начинать посевную уже в апреле, он раньше 15 мая не давал пшеницу сеять. Сейчас, правда, климат изменился настолько, что даже в мае земля еще сырая и не всегда можно выйти в поле. А вот что касается обработки, то тут строго по Мальцеву: с осени проходим поля дискаторами на глубину примерно 8-10 сантиметров, весной закрываем влагу, даем сорнякам взойти, потом их уничтожаем и сразу сеем. У нас в хозяйстве вообще нет отвальных плугов для вспашки, все орудия приспособлены для безотвальной обработки почвы, в том числе и паров.

    Для повышения плодородия на предприятии используют солому. Раньше ее скирдовали, увозили на фермы, а лишнюю сжигали. Сейчас скота мало, поэтому после уборки хлебов комбайн солому тщательно измельчает и равномерно расстилает по всему полю, где она перегнивает, возвращая в землю органические вещества.

    - Мальцев называл солому и растительные остатки, негодные на корм, важнейшим резервом органики, сжигать их считал расточительством, - поясняет агроном. - А вот "химии" он не признавал, тут мы с ним расходимся. К сожалению, нынче в борьбе с сорняками и болезнями растений без нее не обойтись. Если раньше против сорняков можно было использовать севооборот, то сейчас на наших полях господствует монокультура - около 90 процентов засеваем пшеницей, поэтому этот агроприем уже малоэффективен.

    Хлебороб признался, что не всегда также удается выдержать рекомендацию патриарха оставлять 20-25 процентов посевной площади под чистые пары (вспаханное поле, которое на одно лето оставляют незасеянным). Но все же убежден: лучшей системы земледелия еще никто не придумал.

    От плуга не отказываются

    А вот Сергей Велижанцев, руководитель ООО "Соровское" из одноименного села, от плуга не отказался, хотя часть полей обрабатывает по мальцевской системе. По его наблюдениям, глубокая вспашка гораздо эффективнее против сорной травы, чем дискаторы, да и урожай выше.

    - Мы нынче на паровых полях, которые пахали плугом, получили порядка 38 центнеров с гектара, а там, где была минимальная обработка, около 28-ми, - рассказывает он. - К тому же говорят, что за счет минимальной обработки почвы можно хорошо сэкономить, но это не совсем так: только на борьбу с сорняками и вредителями уходит столько средств, что гораздо дешевле вспахать плугом.

    Вместе с тем в хозяйстве активно используют мальцевский севооборот - уже перешли на четырехпольный.

    По данным шадринского управления сельского хозяйства, в районе применяют три вида технологии обработки почвы: классическую (плугом), минимальную и нулевую, вообще исключающую механическую обработку (No-Till). При этом мальцевскую систему используют свыше 70 процентов хозяйств, а на более современную нулевую перешли примерно десять процентов.

    - Жизнь не стоит на месте и вынуждает аграриев искать новые способы повышения производительности труда, плодородия почвы, защиты растений, - говорит главный специалист по растениеводству и земледелию райсельхозуправления Василий Бутаков. - У Мальцева был набор орудий труда, соответствующий его эпохе. Изменились и сроки сева: они существенно сдвинулись. Наши хлеборобы нашли "противоядие" в виде такого сорта пшеницы как Ирень. Он имеет короткую вегетацию, успешно вызревает и дает неплохой урожай. Правда, этот сорт не районирован, из-за чего мы выслушали много критики. Однако практика показала, что мы на правильном пути.

    По мнению специалиста, сама по себе технология мало что значит, если не заниматься интенсификацией. Например, в том же Шадринском районе ежегодно вносят в почву около 10 тысяч тонн минеральных удобрений. В селе Мальцево есть научная лаборатория имени Терентия Мальцева, в селе Чистопрудном - опытное поле Курганского НИИСХ. Традиционно тесное сотрудничество с наукой позволяет местным земледельцам занимать лидирующие позиции в Зауралье по производству зерна и кормов.

    Главное - без шаблона

    В других районах области к мальцевской системе тоже относятся творчески. Так, глава крестьянско-фермерского хозяйства из Лебяжьевского района Михаил Губанов от плуга вообще отказался.

    - Я всегда придерживался мальцевских принципов земледелия хотя не считаю себя абсолютным приверженцем его системы, - поделился он мнением. - Например, Мальцев рекомендовал на паровых полях глубокую вспашку плугом проводить раз в четыре-пять лет, а в остальное время - поверхностную обработку почвы. Мы вообще отказались от глубокой вспашки. Во-первых, это затратно, во-вторых, при глубокой обработке семена сорняков тоже глубоко проникают в землю, а потом приходится опять с ними бороться. А при поверхностной обработке, которую применяем уже 25 лет, такой сорняк как овсюг мы изжили полностью.

    Петр Ивахненко, гендиректор ЗАО "Степное" из Половинского района считает, что увлечение минимальной обработкой земли, если использовать ее прямолинейно и нерационально, может даже нанести вред. За долгие годы работы на земле он выработал свои методы, хотя советами народного академика тоже пользуется.

    - Мудрость Терентия Мальцева в том, что он как раз предостерегал земледельцев от шаблонов, - отмечает заместитель директора по научной работе Курганского НИИ сельского хозяйства Сергей Гилев. - Он говорил: мальцевская система - это у меня в селе Мальцево, а у вас должна быть своя, в зависимости от почвенных, климатических, а сегодня еще и экономических условий. Говоря современным научным языком, речь идет об адаптивно-ландшафтном земледелии. Мы еще в 2010 году разработали такую систему для Курганской области.

    Институт - преемник и продолжатель идей Терентия Мальцева. По мнению здешних ученых, безотвальная обработка почвы (без оборота пласта) - основа современных ресурсо- и влагосберегающих технологий, что особенно актуально для зоны рискованного земледелия, к которой относится Зауралье. По результатам исследований НИИ, в течение 84 лет в центральной зоне области наблюдалось одиннадцать сильнейших засух и 29 - средней интенсивности, то есть 40 засушливых лет - считай, каждый второй. Поэтому урожайность во многом зависит от влагообеспеченности растений. Как тут не вспомнить Мальцева, который говорил, что "разумнее часть земли держать под парами, невзирая ни на какие обстоятельства", потому что при засухе паровые поля служат, по сути, гарантом будущего урожая.

    - Наши многолетние исследования и практика передовых хозяйств свидетельствуют: за счет широкого применения современных ресурсо- и влагосберегающих технологий можно существенно снизить негативные последствия засух в нашем регионе, - говорит Сергей Гилев. - С увеличением засушливости климата повышается эффективность минимальных и нулевых способов обработки почвы. Для всех зон Курганской области эффективна комбинированная система, включающая чередование глубоких и поверхностных приемов обработки, как рекомендовал Терентий Семенович. Во многом благодаря ресурсосберегающим технологиям Зауралье всегда с урожаем.

    Прямая речь

    Лидия Мальцева, ведущий научный сотрудник лаборатории селекции пшеницы Курганского НИИСХ:

    - В свое время отца, Терентия Семеновича Мальцева, критиковали за то, что он был против массового применения гербицидов. Между тем сейчас наука развивается в направлении поиска безвредных химических веществ, которые не оставляют следов в зерне.

    Поделиться