Целенаправленную работу с должниками начали еще пять-шесть лет назад. Методы "борьбы" разные. Один из самых действенных - это отключение либо ограничение поставки коммунального ресурса потребителю. Следующий шаг - принудительное взыскание задолженности в судебном порядке, возбуждение исполнительного производства, в рамках которого может быть наложен арест на имущество должника с последующей его продажей, а также ограничение выезда за рубеж.
Теперь законодатели решили увеличить пени за просрочку коммунальных платежей, и изменения могут вступить в силу уже с 1 января 2016 года.
Итак, для юридических лиц пеня устанавливается с первого дня просрочки, и за каждый день она составит 1/130 ставки Центрального банка России от общей суммы задолженности.
Для управляющих организаций, теплоснабжающих и водоснабжающих организаций наказание варьируется в зависимости от срока неуплаты: с 1-го по 60-й день - 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, с 61-го по 90-й день - 1/170 и с 91-го дня просрочки платежа - 1/130.
Более щадящие условия прописаны для граждан и ТСЖ. В течение первого месяца просрочки пеня начисляться не будет, но начиная с 31-го и по 90-й день ее размер составит 1/300 ставки ЦБ, а с 91-го дня - 1/130. Стоит отметить, что сегодня для тех, кто вовремя не вносит платежи за коммунальные услуги, с первого дня просрочки действует пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Отметим, что действующая ставка рефинансирования Банка России равна 8,25 процента.
- Считаю, что не совсем правильно реализован подход к начислению пени для управляющих организаций и потребителей в первые три месяца образования задолженности за коммунальные услуги, - говорит Борис Гладких, председатель постоянного комитета Законодательной думы Хабаровского края по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК. - Определены разные периоды просрочки и размер пени для каждого из участников жилищных отношений. Сегодня с управляющих организаций по иску ресурсоснабжающей организации, на основании решения суда может быть взыскана задолженность за коммунальные услуги в полном объеме с учетом пени, которая с 1 января следующего года будет начисляться УО с первого дня просрочки. При этом потребителям она может начисляться только с 31-го дня. Однако управляющая организация не сможет в дальнейшем перевыставить потребителю данную разницу пени. Тем самым практически из "воздуха" создается дополнительный объем денежных средств в пользу ресурсоснабжающих организаций. А это может стать еще одной причиной признания управляющих организаций банкротами.
Такое положение дел вряд ли скажется положительно и на самих потребителях. Ведь если управляющую организацию признают банкротом, то собственники останутся без средств, накопленных на содержание и ремонт жилья, и без управляющего в доме.
Второй фактор, который связан с введением дифференцированных ставок пени в первые три месяца, - желание законодателей подстегнуть категорию "забывчивых" граждан своевременно оплачивать квитанции. Ведь основная причина задолженности за коммуналку - это несвоевременная оплата услуг населением, а управляющая организация или ТСЖ - посредники между населением и "ресурсником". Возможно, "забывчивые" сделают правильные выводы, но как быть с другой категорией неплательщиков, у которых не только значительные суммы долга, но и отсутствие дохода как такового? Для таких должников начисление пени означает лишь увеличение суммы задолженности и приближение возможного личного банкротства.
- Безусловно, документ направлен на стимулирование потребителей своевременно оплачивать коммунальные услуги, но увеличение пени не гарантирует существенного роста собираемости платежей, - отмечает Борис Гладких.
Кстати
Среди прочего законопроект усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электро- и теплосетям, нефте- и газопроводам. Штраф для физических лиц вырастет с трех-четырех до 10-15 тысяч рублей, для должностных лиц - с шести-восьми до 30-80 тысяч, для юридических лиц - с 60-80 до 100-200 тысяч рублей.
Кроме того, вводится институт банковских гарантий для потребителей энергоресурсов. Суть его в том, что они смогут подтвердить свою способность погасить долг за коммунальные ресурсы. Это дополнительная возможность продолжить деятельность и не начинать процедуру банкротства. Данное требование не распространяется на управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК, собственников и пользователей жилых домов и помещений в МКД.