Сын композитора Андрея Эшпая: Его музыка звучала по всему миру

Андрей Эшпай - человек-эпоха, чья музыка, будь это классическая симфония или популярная песня, мало кого оставляла равнодушным. Знаменитый советский и российский композитор, талантливый пианист и педагог ушел из жизни на 91-м году жизни, оставив нам десятки симфоний, концерты для инструментов с оркестром и пьесы для струнного оркестра.

Трудно найти человека, который не слышал "А снег идет", "Два берега", "Москвичи" ("Сережка с Малой Бронной"), "Ты одна в моей судьбе"… Андрей Эшпай написал более 100 романсов и песен. Его музыка звучит в спектаклях и художественных фильмах, их более 50: "Майор Вихрь", "Трактир на Пятницкой", "Адъютант его превосходительства", "Иван Грозный".

Андрей Яковлевич Эшпай родился 15 мая 1925 года в городе Козьмодемьянск (республика Марий Эл), но вся его жизнь прошла в Москве. Отец Яков Эшпай и его двоюродный брат Иван Палантай были основоположниками марийской профессиональной музыки, а сам Андрей Эшпай называл марийскую музыкальную традицию самой глубокой и содержательной и признавал, что она оказала сильное влияние на его творчество. В 1943 году Андрей Эшпай поступил в Чкаловское пулеметное училище и закончил курсы военных переводчиков. Воевал на 1-м Белорусском фронте, а 9 мая 1945 года встретил в Берлине. После войны вернулся к музыке: музыкальное училище, Московская консерватория. А потом концерты и его музыка, звучащая по всему миру.

Прямая речь

О своем отце "РГ" рассказал режиссер Андрей Эшпай:

- Мой отец был гениальным композитором. Он писал музыку с 4-х лет, и у нас сохранилась программка "Андрюша Эшпай и Славик Ростропович представляют…". Его бесконечно любила Елена Гнесина.

Во время войны, он, 20-летний лейтенант, разведчик следил в Берлине за генералом Кребсом. Был лауреатом всевозможных фестивалей, получил массу наград и писал музыку. Удивительное дело, он писал и симфоническую музыку, которую исполняли Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Евгений Светланов, и популярные песни и музыку к кинофильмам. Его музыка звучала по всему миру. Последняя премьера - его Пятая симфония - была в Германии.

Он отпраздновал свой 90-летний юбилей, и жизнь была наполнена событиями и новыми планами. Его смерть стала для нас совершенной неожиданностью. Он даже завещания не составил, потому что очень любил жизнь, верил в людей и свою страну. Мой отец был особенным, в нем никогда не было самолюбования, но он умел по-особому чувствовать счастье и любовь. Это слышно в интонации его музыки. У него есть сочинение - струнный квартет № 8, посвященный Шостаковичу "Concordia discordans" - созвучие несозвучного. В этом был он сам - в несозвучном мире он находил свое созвучие.

Мне очень грустно от того, что уходит эпоха масштабных, сильных людей. Уходя, они уносят эту эпоху с собой, а мы не дотягиваемся до их масштаба.