09.11.2015 17:10
    Поделиться

    В Москве завершился Большой фестиваль мультфильмов

    В Москве завершился девятый Большой Фестиваль Мультфильмов. Десять дней в пятнадцати кинотеатрах показывали много анимационного кино - нашего и зарубежного, современного и архивного, детского и взрослого. В культурном центре ЗИЛ на масштабной Фабрике мультфильмов каждый желающий мог попробовать сделать небольшой фильм своими руками под руководством профессионалов. В Актовом зале ЦТИ Фабрика работал своеобразный клуб - кроме просмотров были еще и встречи с режиссерами, специальные анимационные вечеринки. Интерес публики к фестивалю был огромен. И не только из-за осенних школьных каникул. Главная приманка - авторское кино, которое в другое время мало где можно посмотреть. Нет, на Большом Фестивале Мультфильмов показывали и коммерческие полноформатные фильмы, и сериалы. Но основным анимационным форматом по-прежнему остаются короткометражки.

    Блок "Премьеры" представил несколько программ новых фильмов отечественных аниматоров.

    Рассказать развернутую историю, изложить свое отношение к миру всего за несколько минут, пожалуй, под силу только анимации. Лучшие фильмы лаконичны, как поэтические метафоры, и многослойны по смыслу, как многотомные романы. "Скамейки №0458" Ивана Максимова - череда микроскопических гэгов. Странные существа, отдаленно напоминающие людей, ведут себя очень смешно, хотя держатся максимально серьезно. Режут кактусы ножницами. Скачут на скамейках, как на батуте. Не могут разместиться на просторных лавках. Заняты только собой, часто мешая другим. Острая карикатура на мир людей в чем-то сродни чеховским пьесам, герои которых не желают слышать других.

    Чеховский абсурд близок анимации. Екатерина Соколова, взяв для своего фильма "Волк Вася" (студия "А-фильм") несколько рассказов Чехова, сгустила краски. Главный герой, художник, стал настоящим волком, живущим в мире людей, одиноким и непонятым. Жизнь за окном усадьбы одинакова и скучна, меняется только время года. В зыбких рисунках угадываются мрачные предчувствия, и волк среди людей как-то не к добру. Так и кажется - что-то нехорошее случится, если не побороть пассивность и равнодушие.

    В какие бы далекие эпохи ни забиралась современная анимация, она всегда чутко передает сегодняшние настроения. Алексей Демин в 2015-м снял на студии "Анимос" фильм о 1930-х. К молодому рабочему, занятому на одной из великих строек, приходит горе. Настоящее, персонифицированное, в образе черного человека в шляпе, надвинутой на глаза. Сначала пробирается в дом - заболевает жена. Потом - на недостроенный морской завод. Но все обойдется: ни диверсии, ни катастрофы не будет, герой избежит ареста. Но быстрые росчерки угля, косые ракурсы, лишенные равновесия, говорят другое. В повышенной тревожности фильма "Андрей Хихжина и его горе" по рассказу Давида Дара - ощущения сегодняшней неопределенности.

    Тревожность, сгущающаяся в воздухе, ощущается даже в детских мультфильмах. "Коровка" Марины Карповой - одна из удач обновленного "Союзмультфильма". Маленькая божья коровка поймана и заперта в спичечном коробке. Выбираясь из плена, попадает в новые западни - то в карман, то в темный шкаф.

    Оказавшись на воле, подозрительно озирается - "А вдруг этот мир весь - большая коробка"? И нарисовано все так, что пространство вот-вот опрокинется не только на букашку, но и на зрителей. В более безмятежных и малышевых "Как живут котики" (Вера Мякишева, студия "Губерния"), "Летающий мальчик" (Евгения Жиркова, студия "Пчела") почва тоже уходит из-под ног персонажей. Но в этом-то, как раз, вся суть их приключений.

    Парадоксы, анекдоты, сказки, лирические признания, наблюдения за природой и бытом… Сколько аниматоров - столько и жанров. Самые излюбленные - фильмы-сны. Часто нарисованные в стиле детского рисунка, подкупающие наивной искренностью. Таковы две ленты Анастасии Соколовой, снятые на екатеринбургской студии "Снега", - "Жирафа" и "Невидимый слон". Грустные, красивые фантазии о близких по духу существах, возникающих только в воображении.

    Российские аниматоры фиксируют на пленку свои переживания. Их западные коллеги в большинстве своем демонстрируют аналитический подход к миру. Компьютерные персонажи, соединяющее настоящее и будущее, лидируют. Клонируют сознание, управляют действительностью с помощью пульта, раскладывают жизнь на пиксели, чувства - на кванты и уравнения. Цифровая рефлексия естественна. Пожалуй, ни одно другое искусство так тесно не связано с техникой, как анимация. Недаром технологиям будущего была посвящена специальная программа. Но какой бы крутой ни была техника, это всего лишь инструмент. Если художнику есть что сказать, он всегда найдет средства. Один из самых пронзительных фильмов нынешнего БФМ снят в старой доброй технике перекладки. "Облака ручной работы" Ирины Литманович ("Аквариус фильм") - о нежности и постоянстве. О том, что любовь может все, даже укротить палящее солнце, - достаточно пришить над островом рукотворные облака. И о том, что в анимационных иллюзиях нередко скрыты большие истины.

    Поделиться