Все подсудимые по делу об аварии в московском метро признаны виновными

Вчера Дорогомиловский суд Москвы признал виновными всех подсудимых по делу о крупнейшей аварии в истории столичного метрополитена.

Судья Антон Толстой вынес обвинительный приговор трем работникам ГУП "Московский метрополитен" - старшему дорожному мастеру Валерию Башкатову и заместителю начальника службы ремонта путей Алексею Трофимову, которые работали над обустройством железнодорожного съезда, а также выполнявшему надзор за их работой помощнику дорожного мастера Юрию Гордову. Четвертый виновник аварии, записано в приговоре суда, директор по производству субподрядной организации ООО "Спецтехреконструкции" Анатолий Круглов. Именно он давал задания по проведению ремонта. Все вместе они нарушили правила безопасности движения и эксплуатации метрополитена, что привело к гибели 24 человек. Еще 188 пассажиров подземки получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Следствием и судом установлено, что 15 июля 2014 года примерно в 8 часов 34 минуты в перегоне тоннеля между станциями Московского метрополитена "Парк Победы" и "Славянский бульвар" произошло крушение электропоезда по причине неправильного монтажа стрелки в месте съезда на вновь строящуюся линию метро. Метрополитену был причинен материальный ущерб на сумму свыше 331 миллиона рублей.

По заявлению официального представителя Следственного комитета России Владимира Маркина, "на протяжении всего расследования обвиняемые не признавали свою вину, хотя собранные доказательства, в том числе результаты экспертиз, полностью подтверждают версию следствия". В частности комплексная железнодорожно-техническая судебная экспертиза, которую проводили 16 экспертов ведущих научно-исследовательских институтов железнодорожного транспорта и других учреждений, подтвердила, что причиной крушения поезда явилось отсутствие рабочей и соединительной тяг, то есть ненадлежащее соединение между собой правого и левого остряков, приведшее к самопроизвольному примыканию левого остряка к левому рамному рельсу. Фото- и видеотехническая судебная экспертиза, позволила установить отсутствие посторонних предметов перед электропоездом, а также начавшееся изменение первоначального положения остряка стрелочного перевода, что свидетельствует о произошедшем разрыве проволоки, установленной Гордовым вместо штатного крепления, и подтверждает версию экспертов-железнодорожников. В рамках компьютерно-технической судебной экспертизы были сделаны выводы о технически исправном состоянии поезда и его движении в момент аварии с надлежащей скоростью.

Таким образом, следователи установили причинно-следственную связь между действиями обвиняемых и произошедшей аварией. Башкатов и Трофимов в свободное от основной работы время, без оформления и за незаконное вознаграждение были привлечены к работам по устройству указанного съезда, которые проводили по указанию Круглова. Гордов не только осуществлял надзор за этими работами, но и самолично 9 июля вместо установки тяг перекрутил проволоку, привязанную Трофимовым, и заменил ее на свою.

Доводы стороны защиты о связи крушения с неисправностью подвижного состава, перепадах электроэнергии и некоем постороннем предмете были всецело исследованы и опровергнуты собранными доказательствами.

Маркин подчеркнул, что следствие намерено привлечь к уголовной ответственности не только работников, чьи действия прямо привели к трагедии. Сейчас на завершающей стадии расследования находится уголовное дело в отношении 6 руководителей и работников "Московского метрополитена". В числе обвиняемых начальник Службы пути Юрий Сильянов, его заместитель Валерий Малышев, а также начальник дистанции пути Николай Мельников и исполнявший его обязанности в момент крушения Анатолий Казанцев. Всем им вменяется нарушение правил безопасности эксплуатации метрополитена, повлекшее смерть двух и более лиц. В ближайшее время следственные действия по этому уголовному делу будут завершены и обвиняемые приступят к ознакомлению с его материалами.