10.11.2015 00:41
    Поделиться

    В 2014 году сектор АПК показал рекордный результат по прибыли

    Рынок минеральных удобрений один из немногих, который выиграл в нынешних непростых условиях. Девальвация рубля значительно улучшает его конкурентоспособность. Производители удобрений увеличивают выпуск для экспортных продаж, уделяя немалое внимание внутреннему рынку, где цены, наконец, стабилизировались. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступает против изменения механизма сдерживания цен на удобрения для агропромышленного комплекса (АПК) благодаря исполнению соглашений между производителями и потребителями. При этом некоторые пункты соглашений нуждаются в доработке, рассказал Сергей Вершинин, заместитель начальника управления контроля химической промышленности и АПК ФАС на восьмой международной конференции "Минеральные удобрения 2015".

    По словам Дарьи Снитко, заместителя начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, необходимость импортозамещения открывает новые перспективы для АПК. В ближайшее время в отрасль ожидается приток частных инвестиций и государственных субсидий. "АПК является одной из базовых отраслей экономики России с ежегодным вкладом в ВВП на уровне 3-5%. Положительная динамика сектора достигается за счет роста внутреннего потребления и экспорта. В 2014 году агропромышленный сектор показал рекордный результат по прибыли, это позволяет компаниям осуществлять инвестиции за счет собственных средств. Рост АПК формирует спрос на минеральные удобрения", - говорит Дарья Снитко.

    В последние годы производители минеральных удобрений ориентируются на внутренний рынок. Благодаря девальвации рубля и притоку инвестиций в аграрный сектор у производителей есть стимул развиваться внутри страны. В отдельных регионах последние три-четыре года заметен приход крупных игроков, это говорит о зарождении новых принципов земледелия, считает Дарья Снитко.

    Однако Фарес Кильзие, глава консультационной группы CREON Energy, уверен, что отечественные производители минеральных удобрений будут ориентироваться только на платежеспособный рынок: "Если государство в лице минсельхоза создаст стимулы для продаж всего объема минеральных удобрений в России и странах ТС, то именно так и будет. Но если производитель увидит потребность и маржинальность в другом месте с другим потребителем, то он будет обязан с ним работать - это основополагающий элемент предпринимательской деятельности".

    Весенние полевые работы, проходившие в сложных экономических условиях, показали способность рынка преодолевать негативные факторы. Основные показатели, в том числе снабжение сельхозпроизводителей минеральными удобрениями, не были ухудшены по сравнению с показателями прошлого года. Это заслуга участников рынка и регулятора, считает Сергей Вершинин: "Сегодня ФАС выступает против изменения механизма сдерживания цен на удобрения для АПК и считает достаточным соглашения между производителями и потребителями. На рынке минеральных удобрений действуют понятные правила игры для потребителей и производителей, существуют порядок заключения договоров и ценообразования. Решены важные вопросы с обеспечением сырья производителей удобрений. Развивается конкуренция, если раньше у нас по апатитовому концентрату был один производитель, то сейчас три".

    При этом ФАС не может смириться с попытками регулирования рынка минеральных удобрений на местах. Практика заключения соглашений по поставкам удобрений для АПК региона между органами исполнительной власти и поставщиками зачастую противоречит антимонопольному законодательству. На соглашения, которые могут привести к установлению цен и разделу товарного рынка по территориям, то есть ограничить конкуренцию на рынке, ФАС наложила запрет.

    "При проверке соглашений в регионах были обнаружены недопустимые положения, ограничивающие товаропроизводителей в перепродажах, вывозе минеральных удобрений в другие регионы или на экспорт. Подобный пункт приводит к дестабилизации рынка и фактически к его регионализации и запрещен законом о защите конкуренции. Было в соглашениях и такое положение - фиксация объемов поставок удобрений за определенным производителем. Это ограничивает конкуренцию", - отмечает Вершинин.

    ФАС уже направила разъяснительные письма в региональные органы управления АПК и ведомства. Реакция исполнительной власти регионов не заставила себя ждать. Большинство субъектов заключили новые соглашения без противоречивых положений. "Из 70 регионов у половины есть соглашения, противоречащие антимонопольному законодательству. Сегодня отреагировали 16 регионов, сообщив о внесении исправлений, или указали на их соответствие", - рассказал Вершинин.

    "ФАС и производители нашли рабочий алгоритм, который всех устраивает. На нем стоит остановиться и понаблюдать за конъюнктурой. Этот алгоритм создан с учетом определенного баланса спроса и предложения, и пока в корректировке со стороны антимонопольного ведомства не нуждается", - резюмировал Фарес Кильзие.

    Поделиться