Ростехнадзор начал госаттестацию экспертов промышленной безопасности

Первые семь удостоверений вручили вчера аттестованным государством экспертам в области промышленной безопасности в Ростехнадзоре. Это, на первый взгляд, сугубо индустриальное событие означает: удастся избежать катастроф на опасных производствах, сохранить жизни тысяч людей, работающих на них или живущих рядом.

Требования к кандидатам в эксперты стали жестче, они теперь едины на всей территории страны, знания проверяет компьютер, и случайный человек уже не сможет получить аттестацию. До сих пор было иначе.

Есть данные, что на Ачинском нефтеперерабатывающем заводе из-за неквалифицированной экспертизы техническая диагностика была проведена не в полном объеме. В результате износившуюся деталь не заменили, летом 2014 г. произошел взрыв, погибли 8 человек, пострадали - 32.

Именно на основании заключений независимых экспертов в области промышленной безопасности Ростехнадзор делает вывод о возможности использования зданий и оборудования. Парадокс в том, что до этого года Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору практически не имела никакого отношения к аттестации экспертов по промышленной безопасности, удостоверения им выдавали те же коммерческие компании, которые занимались их подготовкой. Ростехнадзор регистрирует заключения экспертов, не имея возможности повлиять на их квалификацию.

Юрий Житников, который четверть века проработал на этом рынке, утверждает: только двое из десяти работающих в экспертной компании реально знают свое дело. Остальные получали удостоверения только для того, чтобы компания убедительнее выглядела на тендерах.

Что, впрочем, не мешало и им выдавать заключения. Бывали случаи, когда компании выигрывали тендер, опускаясь на 70-80% от первоначально заявленной цены. В результате победу может одержать тот, кто предлагает выполнить работы по цене ниже себестоимости.

Настоящий эксперт не пойдет на всякого рода сомнительные сделки. Потому что ему есть что терять - за профессионализм владельцы предприятий платят приличные по российским меркам деньги. Но тот, кто просто купил за 60 тысяч рублей "корочки", может и рискнуть.

Чем рискнуть? Жизнями людей. Потому что сам он практически неуязвим для правосудия. Да, для экспертов предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложное заключение. Однако если эксперт основывает свое заключение на данных привлеченных исследовательских лабораторий, ответственность он автоматически перекладывает на них. А так называемые "измерители" несут лишь административную ответственность.

Реформы в области промышленной безопасности предполагают, естественно, не только государственную аттестацию экспертов. Опасные производственные объекты с недавнего времени разделили на четыре класса опасности. К примеру, к самому высокому классу опасности - первому - относятся предприятия, авария на которых может привести к значительному экологическому загрязнению и большому числу человеческих жертв. Среди них, например, нефтеперерабатывающие заводы, большие химические комбинаты. К самому низкому - четвертому - классу опасности относится, например, подъемный кран.

Соответственно, и экспертов классифицировали по трем категориям. Теперь заключение на НПЗ может делать только эксперт первой категории. Требования к его квалификации существенно выше, чем к эксперту третьей категории, который может работать только на менее опасных производствах - третьего и четвертого класса опасности. Прежде любой эксперт имел право работать на любом объекте, что создавало риски на и без того опасном производстве.

Прямая речь

Статс-секретарь - заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Рыбас прокомментировал первые итоги работы аттестационной комиссии, председателем которой он является.

Не получится ли так, что в какой-то момент заключения экспертов со старыми удостоверениями уже будут недействительны, а экспертов с новыми удостоверениями просто будет слишком мало для нормального и безопасного функционирования экономики?

Александр Рыбас: Нет, такой проблемы не будет. Правительство поставило задачу - сформировать экспертное сообщество, которое отвечает требованиям компетентности, добросовестности, независимости. Сейчас как раз то время, когда завершается исполнение контрактов, подписанных на этот год.

Примерно с декабря по март будет межсезонье. Самое время подготовиться и спокойно сдать квалификационный экзамен.

55 человек уже попытались сдать экзамен. Из них лишь семеро прошли испытания. Как вы прокомментируете эти цифры?

Александр Рыбас: Многие пришли на экзамен в надежде на то, что получить аттестацию будет так же несложно, как прежде. Увидев, что нужно реально показывать знания, некоторые ушли. Хочу подчеркнуть: уровень экзаменационных вопросов такой, что опытный эксперт, пару недель потратив на штудирование нормативно-правовой базы, способен на них ответить.

В экспертном сообществе не жалуются ли на дополнительные административные барьеры для бизнеса?

Александр Рыбас: Мы не создаем никаких барьеров. Наоборот. Прежде коммерческие компании взимали с экспертов от 60 тысяч рублей за аттестацию в одной области. У эксперта обычно есть удостоверения в трех-пяти областях. Теперь необходимо оплатить пошлину - 1300 рублей, а удостоверение будет действительно в течение пяти лет. Требования к экспертам стали действительно едиными для всей России.

Вас не упрекнут в том, что одним экспертам вы помогаете сдать экзамен, а другим, напротив, препятствуете в получении аттестации?

Александр Рыбас: Экзамен состоит из трех этапов. На первом - компьютерном тестировании, бездушная машина с помощью генератора случайных чисел выбирает вопросы. Каждому кандидату в эксперты предлагается ответить на 200 вопросов, выбирая правильные ответы из предложенных вариантов. Экзамен проходит под наблюдением камер, изображение с которых записывается и транслируется у ответственных сотрудников Ростехнадзора. Помочь или помешать человеку невозможно. На втором этапе кандидаты решают ситуационные задачи, а на третьем - проходят собеседование, которое проводят одновременно 9 членов комиссии. То есть для людей, которые действительно пришли показать высокий уровень знаний, мы сделали все что возможно.

В экспертном сообществе есть недовольные качеством аттестационных вопросов. Говорят, в них есть неточности и разночтения. Что скажете?

Александр Рыбас: Мне приходилось выслушивать подобные мнения, однако я не видел ни одного конкретного замечания в письменном виде: в таком-то вопросе содержится такая-то ошибка. Еще раз хочу подчеркнуть важность реформы, которую мы проводим в соответствии с федеральным законом и постановлением правительства.