Как отметил глава РВК Игорь Агамирзян, для того чтобы быть успешными в перспективе, сегодня надо заниматься не тем, что обращено во вчера и даже сегодня или завтра, а в послезавтра. "Пока мы будем делать, оно превратится в завтра, и есть надежда успеть. Это как стрельба по движущимся мишеням - если мы не целимся на опережение, мы промахнемся. В этом смысле новые рынки, которые находятся в стадии формирования, еще не являются рынками с распределенными долями, сформированными стандартами, такие рынки должны быть абсолютным приоритетом, потому что на них есть перспективы и окно возможностей", - пояснил он. Эти рынки лежат на стыке физического мира и информационных технологий и ориентированы на обслуживание потребностей конкретных людей, т.е. исходят из рыночного спроса.
О том, на чем собираются сосредоточиться рабочие группы четырех "дорожных карт", на "Открытых инновациях" рассказали их руководители. Руководитель рабочей группы AeroNet, генеральный директор "Центра передачи технологий" Сергей Жуков отметил, что рынок аэрофотосъемки сегодня "подъедается", с одной стороны, космосом, с другой - малыми беспилотными аппаратами. По его словам, потенциал использования беспилотников широк: перевозка грузов, поиск и спасение, сельское хозяйство, дистанционное зондирование земли, мониторинг протяженных объектов. В каждом сегменте есть возможность зарабатывать, уверен эксперт. Однако есть и вызовы, на которые нужно отвечать, в т.ч. со стороны безопасности: нужно понимать, как беспилотники будут летать и не падать нам на голову, как они будут отбиваться от стай птиц, соблюдать маршрут, если их не ведет диспетчер. Также нужно создавать аппараты, которые смогут использовать более короткую "взлетную полосу" или взлетать вертикально, работать десятки часов, иметь большие вычислительные мощности, работать в любых условиях.
Руководитель рабочей группы AutoNet, генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин уверен, что сейчас происходит революция с точки зрения воздействия транспортных средств на экономику в целом, сравнимая с появлением автомобиля. По его словам, когда транспорт станет автономным, т.е. беспилотным, принципиально изменится его роль в нашей жизни. Параметры безопасности, эффективности и интегрированности будут совершенно другими. На живого водителя действуют погодные условия, его физическое состояние, уровень подготовки, робот же от этих факторов не зависит. Однако остаются вопросы, как появление на дорогах беспилотников будет воспринято обществом, как обеспечить безопасность их использования на дорогах. "К 2021 году мы сумеем закончить все испытания, к 2022-му будет принята нормативная база. Важный вопрос - радикальное снижение стоимости компонентной базы", - сказал Когогин.
Технологии существенно меняют и морскую отрасль. Как рассказал руководитель рабочей группы MariNet, президент и основатель группы "Промышленные инвесторы" Сергей Генералов, большие изменения связаны с проникновением телекоммуникаций на борт судна, что позволяет существенно снизить стоимость связи. Освоение ресурсов океана требует специализированных судов (подводная робототехника, сервисы геологоразведки и т.д.). Также активно развивается использование возобновляемых источников энергии, в т.ч. энергии самого океана (волн, приливов и отливов). "Задача - определить, где и как российские компании могут встать в число мировых лидеров", - отметил эксперт. Сейчас выделяются несколько целевых сегментов, среди которых - цифровая навигация, создание единой среды для всего морского транспорта, создание стандартов, которые позволят напрямую обмениваться информацией всем участникам отрасли. "Достаточно скоро цифровая навигация будет определять стандарты и правила мирового судоходства. От этого зависит, какие транспортные потоки пойдут через РФ. Это дает нам возможность возглавить глобальный процесс формирования стандартов", - отметил Генералов.
Самое молодое направление - нейробиология. Заместитель руководителя рабочей группы NeuroNet, гендиректор компании "Нейроботикс" Владимир Конышев уверен, что следующая технологическая революция будет связана именно с этим сегментом. Начнется она тогда, когда будет завершена расшифровка работы мозга - так же, как биотехнологическая революция началась с расшифровки генома человека. Нейробиология поможет людям управлять механизмами с помощью своей психики, что позволит качественно улучшить жизнь и увеличить производительность труда. По словам Конышева, в России есть все предпосылки для успешной реализации проектов в этой сфере, он упомянул успешную коммерциализацию алгоритмов компаниями ABBYY, "Яндекс" и др. Есть наработки для создания нейроморфных компьютеров, достижения в области нейрофизиологии. Существует несколько сегментов, в которых нейробиология может быть полезной, в частности, нейромедтехника - разработка технологий, направленных на реабилитацию и лечение больных, в т.ч., например, с болезнью Паркинсона, создание систем управления различными устройствами (экзоскелеты, инвалидные коляски и т.д.). Нейроинтеллект может применяться в образовательных программах (например, для профориентации детей раннего возраста, в создании спецпрограмм для детей с аутизмом и СДВГ).