09.11.2015 20:20
    Поделиться

    На Украине памятник Чапаева переименовали в "Казака", чтобы не сносить

    "Декоммунизация" Украины столкнулась с предвиденными трудностями
    Местные власти на Украине откровенно срывают сроки выполнения закона "Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрет пропаганды их символики" и демонстрируют чудеса фантазии вкупе с юридической казуистикой, чтобы не потерять названия своих улиц и населенных пунктов вместе с исторической памятью.

    Закон "о декоммунизации" был принят Верховной радой в апреле и вступил в силу 21 мая после подписания президентом Порошенко. В соответствии с календарным планом и руководствуясь рекомендациями украинского Института национальной памяти (УИНП), через полгода после вступления в силу - к 20 ноября, названия должны были сменить 30 городов, 51 поселок городского типа, 711 сел и 116 поселков. Грязная работа по выбору нового названия возлагалась на местную представительную власть, а также на Верховную раду - она должна переименовать города по предложению соответствующих областных и городских советов. Однако практика, как это часто бывает на Украине, вошла в противоречие с красивой теорией, нарисованной мыслителями из УИНП, и на карте Украины по-прежнему остаются Днепропетровск, Днепродзержинск, Кировоград, Комсомольск и многие другие населенные пункты, название которых не укладывается в новейшую национальную доктрину.

    При этом местные власти буквально издеваются над авторами закона, парламентариями и самим гарантом конституции. Так, горсовет Красного Лимана в Донецкой области менее месяца назад решил отказаться от "коммунистического" названия и переименовать город в... Красный Лиман. Причем слово "красный" в названии предложено понимать в старом русском значении - "красивый".

    Еще запутанней ситуация в Днепропетровске, где сегодня идет борьба за кресло мэра между "старорежимным" кандидатом Александром Вилкулом и новоявленным украинским патриотом из партии "Укроп" Борисом Филатовым. Последний всячески проталкивает новые названия - Сичеслав, Днепр, Днепровск, - но подавляющая часть населения, более 90 процентов, по данным киевских социологов, желает жить в Днепропетровске. Поэтому Вилкул, по примеру депутатов из Красного Лимана, предложил забыть о революционере Георгии Петровском, в честь которого в 1926 году был переименован Екатеринослав, и считать, что название связано со Святым Петром. Комсомольск Полтавской области, возникший лишь в 1960 году и получивший название в честь своих строителей, вовсе отказался рассматривать вопрос о переименовании - предложенное из Киева название Христианск не понравилось ни жителям, ни местному горсовету. Там попросту решили не ставить вопрос на повестку, предложив Верховной раде самой пойти на конфликт с населением крупного промышленного центра (в случае отказа местных властей, по закону, переименование может произвести парламент). Застопорилась "декоммунизация" и в Кировограде, бывшем российском Елисаветграде. Именно это название выбрали жители города на прошедшем 25 октября вместе с местными выборами голосовании, хотя выбор у них был широк: местные активисты-патриоты предложили на общественных слушаниях названия Благомир, Ексампей и Козацкий. Но кировоградцам по душе пришелся только "имперский" Елисаветград, получивший имя в честь дочери Петра I, что, с точки зрения специалистов УИНП, тоже неприемлемо. Они, видя такие прецеденты, даже анонсировали законопроект о "децаризации" или, если быть точным, "дерусификации" украинской топографии.

    Но смелее всех оказались депутаты многострадальной Волновахи Донецкой области, которые должны были принять решение о сносе памятника Василию Ивановичу Чапаеву. Изваяние комдива было решено переименовать в памятник безликому казаку и тем спасти от засевших в Киеве адептов Петлюры и Бандеры. К слову, хотя закон о "декоммунизации" предполагает в своем названии и "денацификацию", переименовывать улицы, названные в честь сотрудничавших с нацистами или состоявших у них на службе деятелей ОУН-УПА, никто не собирается. Ведь, по мнению главы УИНП и завзятого "бандеровца" Владимира Вятровича, имя Шухевича и его присных для всякого украинца должно быть свято. В том, что у населения страны есть иное мнение относительно своих героев, ему, вероятно, предстоит убедиться 21 ноября, когда будут подводиться промежуточные итоги затеянной им реформы украинской истории и человеческой памяти.

    Поделиться