Все это мы уже проходили: в недавнем прошлом минрегион предложил регионам представить для рассмотрения наиболее перспективные инвестпроекты. Поступило около 400 заявок. И только четверть из них имело более или менее внятное содержание. При этом оформлена как инвестиционное предложение была только половина. И всего два проекта имели четкий план окупаемости инвестиций и подошли бы для рассмотрения иностранному инвестору.
И вот с таким подходом к делу мы еще долго будем ждать сколько-нибудь серьезного увеличения объема иностранных инвестиций, соответствующих масштабам нашей страны. Сейчас в России практически при каждом региональном правительстве действуют компании, агентства, корпорации, созданные для привлечения инвестиций. Они работают не первый год, подписывают соглашения и меморандумы с иностранцами, однако эффект от их деятельности далек от желаемого, как можно видеть по объему иностранных инвестиций, привлеченных в Россию. Потому что помимо желания привлечь деньги инвесторов нужно еще четко представлять себе практические механизмы реализации этого процесса. А во многих регионах работа инвестиционных советов и служб сводится к тому, что они на всех углах повторяют заклинание: "У нас прекрасный инвестиционный климат!"
Прежде чем проводить переговоры, надо подготовить документы по инвестпроекту в соответствии с международными стандартами. В этой сфере, как и во всех финансовых сферах, крутится немало самозваных экспертов, которые много и красиво говорят, но мало что могут сделать. Поэтому лучше потратить время и найти специалиста, чем потратить деньги на имитацию бурной деятельности по привлечению инвестиций.
По своему опыту общения с иностранными инвесторами могу сказать, что есть немало желающих вложить деньги в российские проекты, и деньги большие. Но часто инвесторы просто не понимают, что им предлагают. Существуют международные стандарты и правила подготовки инвестиционных предложений - они прекрасно известны профессионалам, но беда в том, что этих профессионалов не привлекают к работе, считая, что в этом нет ничего сложного. Такой типичный российский "авось". Если иностранец вкладывает деньги в проект, он хочет знать все до мельчайших деталей по тем принципам, на которых он привык действовать. И нужно учиться говорить с иностранными инвесторами на понятном им языке.
Сейчас по той же причине буксуют территории опережающего развития (ТОР). И будут буксовать из-за того, что инвесторы не совсем понимают, в чем смысл этих ТОР и зачем им это нужно. Чтобы вызвать активный интерес инвесторов к ТОР, следует использовать резервы, связанные с использованием лесов, земель сельхозназначения и водоохранных территорий: там заложен огромный потенциал. Нужно вносить изменения на законодательном уровне.
Другая серьезная проблема, негативно действующая на российский инвестклимат, это отсутствие стратегического планирования в этой сфере. Приведу пример. Есть нефтеперерабатывающий завод в Омске. Он работает далеко не на полную мощность из-за отсутствия спроса. Однако я знаю, что во многих соседних регионах вынашивают планы построить собственный НПЗ. У нас же так много говорили о том, что необходимо увеличивать глубину переработки нефти, выпускать продукт с высокой добавленной стоимостью, что экономическая целесообразность даже не оценивается.
Очень часто инвестпроекты планируются без оценки экономической ситуации в регионе, в отрасли, без учета таких важных факторов, как трудовые ресурсы, логистика, спрос, конкуренция, доступность комплектующих или сырья. Планы строятся по принципу "А давайте построим вот такой завод". Кто-то где-то услышал, что какая-то продукция пользуется спросом - и понеслось. Понятно, что иностранцев такой подход к делу совершенно не устраивает.
В 2014 году с подачи главы правительства Дмитрия Медведева был принят закон о стратегическом планировании. Это важный шаг, теперь у нас есть руководство к действию, которому надо следовать. Если закон будет работать, это, безусловно, пойдет на пользу инвестклимату.