На российское законодательство о трансфертном ценообразовании (ТЦО) повлияет законопроект, подготовленный минфином. Документ уже прошел стадию открытого обсуждения, по итогам которого от деловых сообществ были получены замечания. К внесению в Госдуму документ еще не готов, в минфине не исключают, что он может быть разделен на несколько частей. "Вероятнее всего, законопроект будет разделен на две части и пойдет к дальнейшему внесению двумя блоками: в части трансфертного ценообразования и в части контролируемых иностранных компаний", - сообщила Надежда Кузьмина, начальник сводно-аналитического отдела департамента налоговой и таможенно-тарифной политики минфина на конференции "Налоговые маневры-2015".
Законопроектом вводятся новые пороговые значения. Для трансграничных операций порог увеличивается до 60 млн руб. По внутрироссийским сделкам порог увеличится с 1 до 2 млрд руб., что приведет к сокращению числа сделок, попадающих под контроль. "По практике применения этого пункта законодательства я хотела бы сказать следующее: для нас внутрироссийские сделки не представляют такого большого интереса, как внешнеторговые", - сообщила Виктория Евтушенко, заместитель начальника отдела Управления трансфертного ценообразования ФНС России на VII налоговом форуме "Корпоративное налоговое планирование". Для сельхозтоваропроизводителей, не перешедших на ЕСХН, порог составит 60 млн руб.; организаций, осуществляющих медицинскую и образовательную деятельность с применением ставки 0% по налогу на прибыль организаций - 60 млн руб.; резидентов ТОСЭР или свободного порта "Владивосток" - 60 млн руб. Для организаций на общей системе налогообложения, применяющих пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, установленную законами субъектов РФ, - 60 млн руб.
Наиболее обсуждаемым предложением минфина стала инициатива ввести медианное значение. "В ходе проверки, которую будет проводить Федеральная налоговая служба, предлагаем учитывать не только минимальное и максимальное значение при определении интервала цен при рентабельности, но еще и медианное значение - некую середину", - говорит Надежда Кузьмина. Однако введение этой нормы предлагается отсрочить на несколько лет. "До того времени, когда будут выполнены обязательства, которые президент заложил в своем послании, не повышать налоговую нагрузку на бизнес в течение четырех лет", - сообщила представитель минфина.
Серьезные изменения в законодательстве по ТЦО в ближайшие годы будут связаны с рекомендациями ОЭСР. Тексты окончательных вариантов 15 отчетов с рекомендациями ввести изменения в локальное законодательство стран и международные акты для предотвращения вывода прибыли из-под налогообложения и увода ее в низконалоговые юрисдикции, где вообще не осуществляется или ведется минимальная экономическая деятельность, ОЭСР опубликовала 5 октября 2015 года. "Россия активно участвует в реализации плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы, - отмечает Олег Акилбаев, руководитель группы трансфертного ценообразования "Орифлейм Косметик". - В Основных направлениях налоговой политики предлагается план действий по выработке мер к 2017 году для устранения двойного налогообложения, установления требований к раскрытию информации по группе компаний, по трансфертному ценообразованию, введению новых форматов документации по ТЦО и обеспечению автоматического обмена налоговой информацией с иностранными юрисдикциями".
Бизнес в первую очередь ощутит на себе изменения в законодательстве о трансфертном ценообразовании по новым требованиям к отчетности по ТЦО. "Появятся три уровня представления документации, - поясняет Кузьмина. - Первый уровень - это документация, которая будет представляться головной компанией в отношении структуры ведения бизнеса, непосредственно по всей группе компаний по требованию налогового органа. Второй уровень - это локальная местная документация - то, что вы сейчас раскрываете в документации по трансфертному ценообразованию. Третий уровень - материнская компания будет раскрывать полностью информацию о структуре ведения бизнеса по всему миру". Этот отчет предполагается передавать в автоматическом режиме между налоговыми органами разных стран. Поступать он будет в те юрисдикции, которые материнская компания перечислит в своем отчете.
Требование о предоставлении трехуровневой отчетности будет относиться к тем компаниям, у которых в целом сумма выручки будет превышать 750 млн евро в эквиваленте той страны, где находится материнская компания. Кроме того, предполагается ввести в законодательство новый термин - суррогатная материнская компания. Ею будет признаваться самая крупная "дочка" холдинга в том случае, если на страну местонахождения материнской компании не распространяются рекомендации ОЭСР. "Все обязанности, которые должны были быть возложены на материнскую компанию, будут передаваться на суррогатную материнскую компанию", - подчеркнула Кузьмина.