Соглашение о проектировании международного морского терминала глава федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" Андрей Тарасенко и губернатор Калининградской области Николай Цуканов подписали в декабре прошлого года. По мнению Андрея Тарасенко, морские ворота станут одним из главных калининградских инфраструктурных объектов в рамках подготовки к ЧМ-2018.
Конкурс на подготовку проекта Росморпорт объявил летом этого года. Стоимость комплексных инженерных изысканий и проектной документации оценивается в 260 миллионов рублей. Поддержать проект правительству РФ поручил президент.
- У нас есть ограничитель - сроки проведения чемпионата мира по футболу, - заявил министр транспорта РФ Максим Соколов. - Задача стоит - ввести объект к этому времени. Для этого надо минимизировать объем работ. Здесь важна нацеленность на результат как на региональном, так и на федеральном уровне. Проектирование только началось. Эксперты внимательно проработают все вопросы.
Чтобы ускорить строительный процесс, Росморпорт рассматривает вариант поэтапного выхода документации из государственной экспертизы. Само проектирование запланировано на 2015-2016 годы. Выход документации ожидается к концу года. ФГУП отвечает за разработку девяти объектов, в том числе причальных сооружений, искусственного земельного участка, акватории с подходным каналом.
Область, в свою очередь, построит ряд инфраструктурных объектов. На следующий год в калининградский дорожный фонд заложили деньги на проектирование подъездной дороги к морскому терминалу. В перспективе запланирована реконструкция улично-дорожной сети Пионерского.
Пока круизные лайнеры приходят в морской порт Калининград. Однако он не может принимать суда, длина которых превышает 200 метров, а ширина - 30 метров. Строительство новых морских ворот призвано решить эту проблему, обеспечить надежное паромное сообщение между Калининградской областью и основной территорией России, связать регион с европейскими портами. По предварительным прогнозам, терминал в Пионерском сможет принимать до 300 тысяч морских путешественников в год, конкурируя с Ригой и Клайпедой.
- Объект уже заинтересовал потенциальных инвесторов, - отметил исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Калининградской области Александр Рольбинов. - Бизнес ждет решений по терминалу и заявляет о готовности инвестировать в туристические объекты и создание прогулочно-рекреационной зоны.
Одновременно с приемом круизных лайнеров будут развиваться и грузовые перевозки. Их объем, согласно техническому заданию, сможет достигать 800 единиц в сутки.
Морской терминал не единственный проект, который реализуют в регионе к 2018 году. В сентябре открылось техническое движение на первом дорожном объекте, построенном в рамках подготовки к мундиалю. Речь идет о трассе Калининград - Мамоново-2, которая соединяет столицу самого западного российского региона с польской границей. Транспортная артерия входит в состав ответвления трансъевропейского коридора Рига - Калининград - Гданьск. Планируется, что именно по этой дороге многие болельщики из стран Европы поедут в регион на отборочные матчи ЧМ-2018. Стоимость реконструкции 13-километрового участка трассы составила 1,3 миллиарда рублей.
Кроме того, готовится проектная документация на реконструкцию спортивных объектов - стадионов "Локомотив" и "Пионер". Уже в следующем году там стартуют строительные работы. А проектирование стадиона "Сельма" и тренировочной базы на балтийском побережье в городе Светлогорске начнется в конце этого года. На трех калининградских стадионах футболисты проведут несколько тренировок перед матчами ЧМ-2018. А на базе в Светлогорске, которая создается при четырехзвездочной гостинице, одна из национальных сборных будет жить и тренироваться в течение нескольких недель.
Кстати
Собственный транспортный морской коридор важен для Калининградской области и вне рамок подготовки к чемпионату мира по футболу. Самый западный российский регион отрезан от основной территории РФ и граничит с двумя государствами Евросоюза - Польшей и Литвой. Не секрет, что периодически на международном уровне возникает недопонимание, и на калининградских пограничных переходах "замирают" грузы. Накладки, связанные с задержкой товара в пути, практически парализуют работу многих калининградских предприятий. Строительство морского терминала позволит региону в меньшей степени зависеть от воли соседей.