Новости

10.11.2015 16:41
Рубрика: Экономика

Торг за копейки

В городе на Неве могут отменить аукционы за право пользования реками и каналами
В Петербурге могут уйти в прошлое так называемые "копеечные" аукционы, когда предприниматели боролись на торгах за право пользоваться акваторией рядом с причалами. Размеры лотов там оценивались в несколько рублей, а залог, дающий право на участие в торгах аукциона, исчислялся в копейках. Но, несмотря на смешные цены, в схеме участвовали спекулянты.

Причальные откаты

Ежегодно по рекам и каналам в городе передвигается полтора миллиона человек. Перевозками занимается 18 крупных судоходных компаний и несколько предпринимателей. Чтобы законно вести свою деятельность, все участники рынка должны заключать договор на аренду причала в комитете имущественных отношений. Места стоянок распределяются через аукционы. В среднем предприниматели платят порядка 100 тысяч рублей в месяц за одно место, и в бюджет Петербурга только по договорам аренды причалов поступает свыше 35 миллионов рублей в год.

Но, помимо права на пользование городской землей (причалом), бизнесмены обязаны участвовать в еще одном аукционе - на право водопользования. Без этих торгов они могут пользоваться причалом, но не имеют права занимать акваторию рядом с ним. Базовые ставки определяются исходя из норм федерального законодательства. Для прогулочных судов, которые курсируют по рекам и каналам, получаются смешные суммы.

Владимир Филиппов, член Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга, рассказал "РГ", что ситуация с двойными торгами давно превратилась в фарс.

Например, цена годового использования водного участка рядом с причалом у Петропавловской крепости составляет один рубль пять копеек! Чтобы поставить судно в водах Фонтанки или Мойки в самых оживленных туристических местах, нужно заплатить от двух до десяти рублей арендной платы!

Однако до половины торгов заканчиваются ничем. По правилам, предусмотренным федеральным законодательством, открытые аукционы могут проводиться лишь при соблюдении ряда условий.

Во-первых, участников должно быть много. Однако причал, как правило, арендует одна компания. И акватория рядом с ним интересна только ей. Для всех остальных бизнесменов участие в аукционе заведомо не имеет смысла. Но если к организаторам торгов обращается лишь один участник, то аукцион считается несостоявшимся.

Цена годового использования участка рядом с причалом у Петропавловской крепости составляет 1,05 рубля

Если на торги неожиданно пришли два участника, то еще не факт, что один из них уйдет с контрактом. Организаторы торгов тщательно проверяют всю документацию, и если соискатель где-то напутал, то его исключают, тогда остается один участник, и аукцион сворачивается.

Но даже если соискатели все сделали правильно, их всех допустили, радоваться рано. Аукционы в Петербурге нередко длятся годами, время от времени нужно являться на заседания и повышать ставки. Например, акватория возле причала в Кронверском проливе так и осталась без арендатора, потому что никто из двух участников вовремя не предложил более высокую цену. Общая цена контракта составляла 0,87 рубля, а шаг аукциона - четыре копейки.

Таким образом, в Петербурге сложилась запутанная система, когда любой человек может принять участие в аукционе на пользование определенной акваторией. При наличии терпения и правильно оформленных документов он имеет все шансы выиграть. Долгое время это создавало почву для злоупотреблений. Судовладельцы сообщили, что иногда на аукционы приходили неизвестные люди, которые активно участвовали в торгах и намекали на отступные. Отказ их не страшил, ведь, помешав предпринимателю вести бизнес, они не несли практически никаких потерь.

Общие правила

В комитете по природопользованию, который и занимается проведением "копеечных" аукционов, проблему признают, но отмечают, что действует ведомство исключительно в рамках Водного кодекса, в котором написано, что коммерческие предприятия должны участвовать в торгах и заключать договоры водопользования для тех участков, которые они используют в коммерческих интересах.

Предприниматели, организующие речные прогулки, с такой трактовкой не согласны, ведь участок рядом с причалом, из-за которого разгораются все эти баталии, им нужен, по сути, только для посадки и высадки пассажиров. И они отмечают, что в данном случае их можно считать транспортными компаниями, которые от таких договоров освобождены.

В Смольном же полагают, что предприятия оказывают не транспортные услуги, а рекреационные.

Однако петербургские чиновники готовы пойти бизнесменам навстречу. Сейчас правительство России инициировало внесение поправок в Водный кодекс, предложения собираются со всех регионов страны. Петербургские чиновники предложили заключать договор водопользования без аукциона с теми компаниями, которые уже арендовали землю рядом с той акваторией, на которую они претендуют.

Если поправки из Петербурга будут приняты, то необходимость в "копеечных" аукционах отпадет.

Взять и отменить

Петербургские инициативы уже направлены в правительство страны, но 100-процентной уверенности, что их примут, нет. Петербург в водном плане уж очень специфичный город, и, насколько поправки полезны для всех российских регионов, будут решать эксперты.

В то же время в аппарате омбудсмена по правам предпринимателей считают, что для исправления ситуации можно обойтись и корректировками на местах.

Так, бизнес-уполномоченный Александр Абросимов считает, что даже действующая редакция Водного кодекса не обязывает предпринимателей, занимающихся экскурсиями, заключать договор водопользования. Омбудсмен призывает чиновников к прямому толкованию норм права, что, по его мнению, может урегулировать спорные вопросы.

Но даже если с экскурсионными теплоходами вопросы решатся, останутся судостроительные заводы, плавучие рестораны и клубы, которые также должны участвовать в "копеечных" аукционах. Чтобы защитить их от недобросовестных игроков, уполномоченный предлагает пересмотреть процедуру проведения торгов. Чтобы аукцион не затягивался, омбудсмен считает нужным установить предельные сроки и увеличить размеры шагов.

По мнению Абросимова, в торгах стоит запретить участвовать тем компаниям, которые не имеют судов или иных ресурсов для пользования акваторией. Кроме того, договор водопользования стоит заключать на тот же срок, что и арендуется причал. Акватория у причалов сдается в аренду и сейчас. По мнению Владимира Филиппова, даже если будут приняты какие-нибудь нововведения, следующий сезон компании отработают еще по действующим сейчас правилам. Однако во всех инициативах предприниматель видит несомненный плюс.

- Наконец-то стала понятна абсурдность всей ситуации с городскими водами, - считает предприниматель. - Главное, чтобы это не осталось разговорами и ситуация изменилась.

Экономика Транспорт Водный транспорт Экономика Бизнес Происшествия Правосудие Охрана порядка Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург
Добавьте RG.RU 
в избранные источники