Проект уже прошел госэкспертизу, и по словам директора филиала ФГУП "РосРАО" Южного округа Николая Мельникова, со дня на день будет получена лицензия Росатома на строительство. Согласно этому проекту, наземный ангар объемом пять тысяч кубометров, предназначенный для хранения отходов со всего юга России, Северного Кавказа и Крыма в специальных сертифицированных контейнерах, будет возведен в районе села Большие Салы, всего в 16 километрах от Ростова. Росатом инвестирует в этот объект 52 миллиона рублей.
Сейчас объявлен тендер на выполнение строительно-монтажных работ. По условиям конкурса срок введения хранилища в эксплуатацию - август 2016 года.
Наследие прошлого
- Проблема хранения радиоактивных отходов (РАО) в нашей стране - одна из наиболее острых. Этот проект - лишь капля в море на фоне растущего объема отходов, - подчеркнул Николай Мельников. В России накоплено около полумиллиона кубометров бытовых РАО, не имеющих отношения к атомной энергетике.
Лет пятьдесят назад, когда в народном хозяйстве страны стали появляться первые радиоактивные отходы, было принято решение создать несколько площадок для их хранения. В 1962 году, не спрашивая мнения населения, государство распорядилось построить под Ростовом подземный склад для твердых радиоактивных отходов. В бетонную квадратную емкость глубиной три метра и объемом 200 кубометров РАО складировались навалом. За полвека набралось более 4,5 тысячи тонн. Таково наследие прежних времен. Когда ситуация приблизилась к критической, был принят 190-й федеральный закон, который изменил критерии хранения и захоронения РАО. Сейчас стоит задача добиться, чтобы объемы переработки и захоронения превышали новообразование. Все отходы, которые собрались в России до 2011 года, считаются собственностью государства. За более свежие будет отвечать тот, кто их производит, - он платит за утилизацию. При этом он заинтересован в разработке новых технологий переработки и минимизации их производства. А старые, "исторические" отходы передадут национальному оператору, госучреждению, которое будет заниматься их окончательным захоронением. Первое место захоронения уже определено - Новоуральск, туда попадут и наши радиоактивные отходы.
Бензин с "фоном"
По словам Николая Мельникова, в Большие Салы свозятся радиоактивные материалы с 215 объектов области. Это отработанные вещества, которые используются для лечения онкобольных и проведения диагностики заболеваний, в стоматологии, в датчиках задымленности помещений и при заливке цемента. С использованием изотопов работают радиомаяки и другие устройства.
На Новочеркасском заводе синтетических продуктов во время войны производили синтетический бензин, при изготовлении которого в роли катализатора применялось радиоактивное вещество. Поэтому пришлось утилизировать и осадки, и саму технологическую линию. На Каменском химкомбинате для дефектоскопирования ракетного топлива использовался радиоактивный цезий. Геологоразведочные экспедиции пользовались кобальтом-60. Авиационный завод в составе датчиков применял стронций. Все отходы с этих производств надо было где-то хранить, и этим местом стал полигон в Мясниковском районе.
Отходное место
- Особенно большое количество РАО вывезено в 2003 году, когда на Таганрогском металлургическом комбинате произошла авария. Источник радиации случайно попал в домну (кстати, из-за того что его не сдали вовремя на хранение и он попал в металлолом), - рассказывает Николай Мельников. - Вред тогда был нанесен колоссальный. Пришлось вывозить части оборудования - всего 750 кубометров РАО. Другой случай - на цементном заводе. Источник радиации попал в строительные материалы. Потом оказался в панелях, из которых построили дом.
Как утверждают сторонники строительства хранилища, отработанные РАО относятся к третьему, низшему классу опасности, поскольку низкоактивны.
- Речь идет лишь о приведении существующего предприятия в соответствие с действующим законодательством. Для этого нам необходимо строительство нового технологического хранилища, чтобы в будущем передать "исторические" отходы на захоронение национальному оператору, - сказал начальник управления по коммуникациям ФГУП "РосРАО" Денис Плещенко. - Все будет размещено в сертифицированные металлических и бетонных контейнерах. Технологии изъятия таковы, что процесс не окажет влияние на внешнюю среду. Это обычная механическая работа. И в конечном счете мы призваны защитить население региона, сделать все, чтобы правильно хранить отходы и создать условия для их сдачи. Там будет создана необходимая инфраструктура, система мониторинга распространения загрязнений, наблюдательные скважины, а также физической защиты.
Красавица на мине замедленного действия
Однако само население эти доводы не убеждают. Народ искренне не понимает, почему для такого небезопасного объекта выбрано такое густонаселенное место. в Больших Салах, известном тем, что тут жил прототип рассказа Чехова "Красавицы", проживает около 3,5 тысячи человек. Если посмотреть на карту, то хорошо видно, что дома многих жителей СЖМ, Ростовского моря, Ленинавана находятся в 10 километрах от этого хранилища, Чалтырь, Военвед - в 15. До поселка для многодетных в Красном Колосе всего 18 километров.
Сегодня жители Ростовской области активно собирают подписи против строительства. Собрано уже более 50 тысяч. В петиции дончане требуют отмены решения о строительстве хранилища, а также разработки и принятия закона о запрете возведения подобных объектов в непосредственной близости от любых населенных пунктов на территории России. Для того чтобы петиция была рассмотрена на заседании Государственной думы, в соответствии с законодательством РФ, необходимо набрать 100 тысяч подписей.
Сопредседатель российской экологической группы "Экозащита" Владимир Сливяк, в свою очередь, посетовал на отсутствие информации о контейнерном способе хранения ядерных отходов. По его словам, "никакой независимой оценки данной технологии в России нет, она имеется только у Росатома, в связи с чем говорить о ее безопасности невозможно".
Директор южного филиала "РосРАО" свой ответ населению подкрепляет научными исследованиями: в Мясниковском районе, где и находится хранилище, зафиксирован крайне низкий процент онкобольных. Проверке радиационного фона в Больших Салах подверглись школы, детские сады, домовладения и продукция местных сельскохозяйственных производителей. Превышения не зафиксировано. Кроме того, чтобы собрать необходимые для реконструкции документы "РосРАО", пришлось пройти не одну проверку. Самой жесткой стала экологическая экспертиза.
По поводу слухов о том, что сюда будут свозить РАО со всего юга страны, Мельников сказал, что Южный территориальный центр имеет три хранилища на территории Южного федерального округа: в Грозном, Волгоградской и Ростовской областях. Однако грозненский объект сильно разрушен во время боевых действий, и сейчас планируется захоронить его содержимое в разных могильниках, расположенных на территории страны. Соответственно, отходы в Большие Салы будут свозиться преимущественно из Ростовской области, в которой, как известно, достаточно высоко развита медицина и промзона, а значит, и собственных РАО здесь достаточно. Помимо онкологического института, куда приезжает лечиться весь Северный Кавказ, в скором времени в донской столице будет открыт центр радиационной медицины на улице Шолохова.
- В период с 2018 по 2025 годы мы собираемся заняться извлечением отходов и их контейнеризацией с размещением в данном хранилище. А в период примерно с 2025 по 2030 годы планируем провести дезактивацию и демонтаж тех самых "исторических" хранилищ, которые стали сами собой представлять радиоактивные отходы, - поясняет Денис Плещенко.
Означает ли это, что в дальнейшем в Ростовской области больше не будет храниться РАО? На прямой вопрос корреспондента "РГ" Мельников ответил:
- Но ведь производящие их предприятия и учреждения останавливаться не собираются. Должен же кто-то принимать эти отходы.
По словам замминистра природных ресурсов и экологии региона Андрея Куренкова, строительство хранилища будет производиться только после прохождения всех предусмотренных действующим законодательством процедур в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, в том числе Донском межрегиональном территориальном управлении по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.
Денис Плещенко, начальник управления по коммуникациям ФГУП "РосРАО":
- Многие путают это захоронение с хранилищем ядерных отходов. Это не так. В Ростовской области хранятся только низкие и особо низкие РАО, с показателем 110 беккерелей на литр. Сравните: в Норвегии считается допустимым содержание в молоке 100 беккерелей на литр. Хранилище рассчитано на 30 лет, но это не означает, что все это время там будут находиться отходы. Это срок эксплуатации хранилища. Мы не расширяем объект, а строим его на нашей же территории. И не наращиваем объемы РАО, а готовим исторические захоронение к вывозу.
Гурген Поповян, глава администрации села Большие Салы:
- Я против строительства, но деваться некуда. До конца эксплуатации старого хранилища осталось два года. Меня волнует то, что национального оператора, о котором говорят исполнители проекта, до сих пор нет. Нам обещают, что он появится в 2022, а то и к 2025 году. Что будет происходить в эти годы? Когда из-под земли достанут тонны РАО, а еще по-прежнему будут привозить свои отходы все 215 предприятий, с которыми сотрудничает филиал? Не превратимся ли мы в огромную пусть "низко", но радиоактивную зону, со всеми нашими жителями и плодородными полями?