Новости

09.11.2015 21:37
Рубрика: Власть

Представьтесь, продавец таблеток

Предлагается запретить фальшивых экспертов в рекламе
Завтра Госдума намерена рассмотреть законопроект, запрещающий использовать образы медицинских работников в рекламе. А всех экспертов, фигурирующих в рекламных роликах, предлагают заставить представляться по полной программе - кто такие, откуда, действительно ли знают, о чем говорят.

Такой законопроект включен в повестку парламента 11 ноября.

Наверное, у многих при просмотре рекламы возникают вопросы: этот кинолог действительно настоящий или притворяется? А врач кого-нибудь лечит или только в рекламном кино снимается?

Не надо держать сомнения в себе. Эксперты уже сегодня советуют зрителям наводить справки в антимонопольной службе, так как по закону реклама должна быть честной. Скажем, если врачом представляется кто-то другой и ссылается на несуществующий опыт, это веский повод наказать рекламодателя.

Тем не менее инициаторы законопроекта предлагают четко прописать в законе о рекламе, что не допускается "использование образов медицинских и фармацевтических работников и несовершеннолетних детей".

Аргументы таковы: дети могут разжалобить, актеры же, переодетые врачами, обмануть. В том смысле, что зритель примет их за настоящих докторов и проникнется. А это окажется всего лишь игрой.

Другая поправка говорит, что реклама "должна содержать указание... на конкретные физические лица, выступающие в рекламном продукте в качестве экспертов".

Понять это можно двояко. Мягкий вариант: тех, кто выступит в качестве эксперта в рекламе, заставят показывать свои настоящие регалии. Жесткое толкование: буквально в каждой рекламе должна быть ссылка на конкретных экспертов, настоящих, не фальшивых. Мол, если под рекламой не подпишется какой-то профессиональный авторитет, подтверждающий, да, эти таблетки лечат, а от этих йогуртов худеешь, то ее могут признать неправильной.

Впрочем, вряд ли возможно "визировать" каждое рекламное объявление у экспертов. Скорее всего, столь крутых мер не предполагалось. Инициаторы проекта просто пытаются сделать рекламу более честной. Раз ссылаетесь на специалиста, ссылайтесь на настоящего профи, а не подставного.

Однако, по мнению правительства страны, а также профильных комитетов Госдумы, в рекламе и сегодня достаточно правды. Так что в официальном отзыве правительства законопроект рекомендовано отклонить.

Как напомнили правительственные эксперты, закон сегодня и так не допускает использование в рекламе образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением отдельных случаев. Проект предлагает убрать всякие исключения, но стоит ли вводить такие категоричные нормы?

Кроме того, по закону недостоверной признается реклама, которая содержит сведения о липовых дипломах и медалях, придуманном общественном признании и т.п. Так что лгать по этому поводу и без предлагаемых поправок нельзя.

"Федеральный закон уже содержит нормы, направленные на обеспечение прав потребителей на получение достоверной информации о рекламируемом товаре и защиту от введения их в заблуждение, - говорится в официальном отзыве правительства страны. - Учитывая изложенное, правительство Российской Федерации не поддерживает представленный проект федерального закона".

С этим согласились и профильные комитеты Госдумы. По словам адвоката Юлии Андреевой, сегодня в рекламе может быть задействован человек в медицинской форме, но при этом надо обязательно указать, что этот человек не является профессиональным врачом.

Если антимонопольное ведомство обнаружит, что кто-то распространяет недостоверную рекламу, а, говоря простым языком, лжет по телевизору, то можно заставить через суд рекламодателя опровергнуть свою рекламу. При этом ложь рекламодателю придется опровергать за свой счет.

- В связи с чем, если у потребителя рекламы есть основания полагать, что рекламодателем были нарушены требования закона о рекламе, он вправе обратиться в антимонопольную службу с целью проведения проверки в отношении такой рекламы, - говорит Юлия Андреева.

Например, по данным Федеральной антимонопольной службы, в прошлом году антимонопольные органы рассмотрели более 28 тысяч фактов, указывающих на событие нарушения законодательства о рекламе. Для сравнения: в 2013 году было рассмотрено более 19,5 тысячи фактов. Конечно, далеко не всегда проверялись именно эксперты. Нарушения бывают самые разные. Любопытно, что число жалоб на рекламу тоже выросло, причем вдвое. В 2014 году антимонопольные органы рассмотрели 22 603 заявления о несоответствии рекламы требованиям законодательства о рекламе. Годом ранее к ним поступило 11 716 заявлений. Понятно, что не всегда заявитель оказывается прав, и проверка не всегда приводит к наказанию. Статистика показывает лишь то, что реклама все чаще стала настолько раздражать, что на нее не просто ворчат, но уже жалуются.

В целом нарушители рекламы за год заплатили более 150 миллионов рублей штрафов. При этом распространение рекламы, вводящей в заблуждение, в 2014 году составило 6,13 процента всех нарушений, что вполне сопоставимо с данными 2013 года, когда доля заблуждений составляла 7,8 процента всех нарушений. Но все-таки получается, что напрямую лгать стали чуть меньше. И то хорошо. Еще чуть больше процента нарушений составила недобросовестная реклама.

А вот одно из последних дел: была наказана некая компания, гарантировавшая в рекламе, что ее лекарство вылечит от грибка. Между тем по закону реклама не должна гарантировать положительное воздействие медизделий при использовании.

Власть Работа власти Госуправление Законодательная власть Госдума Закон "О рекламе"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники