За первые три квартала 2015 года общие расходы на рекламу достигли почти 209 млрд руб. без НДС. Объем региональной рекламы по четырем медиасегментам - телевидению, радио, прессе и наружной рекламе составил 29,8-30 млрд руб. без НДС, что ниже аналогичного показателя прошлого года почти на 24%.
"Рекламному рынку удалось избежать обвального падения в этом году, а в третьем квартале появились позитивные признаки движения. Но его дальнейшее восстановление будет зависеть от стратегии рекламодателей", - сказал Алексей Ковылов, президент АКАР, на конференции "День Бренда" в Торгово-промышленной палате (ТПП РФ). Он обратил внимание, что поддержать рост рынка возможно только в условиях предсказуемого законодательного пространства.
Эксперты сходятся во мнении, что законотворчество серьезно ограничивает развитие рынка. Спорные законодательные инициативы, в частности поправки к Закону "О рекламе", способны потянуть рынок вниз. "На рассмотрении Госдумы сегодня находятся более 20 законопроектов, которые предусматривают внесение поправок в закон. 18 из них носят запретительный или ограничительный характер", - отметил Алексей Ковылов.
Владимир Евстафьев, вице-президент АКАР, рассказал, что во всех отраслях медиа присутствует значительный спад, причина - чрезмерное введение ограничений. Кабельное и спутниковое телевидение показало в обоих кварталах отрицательную динамику (-20%) из-за запрета размещения платной рекламы. Для радио первое полугодие оказалось стабильным, а вот у прессы дела совсем плохи. "Ничто так не мешает рекламе как законотворчество. Больше всего убытков у рекламных изданий. Но и у наружной рекламы, которая просела на 27%, тоже не все гладко. Причем московские проблемы этой сферы перекочевали в регионы. Единственный сектор, который с начала года показал прирост, Интернет", - заключил эксперт.
Давид Якобашвили, председатель некоммерческого партнерства "Содружество производителей фирменных торговых марок "РусБренд", напомнил о последних ограничениях на рынке: запрет на рекламу табачных изделий, алкогольной продукции и призывы с начала года ограничить рекламу безрецептурных медицинских препаратов, жирных, сладких, соленых продуктов. "Чем выше степень рекламных ограничений, тем меньше знаний о продукте получает потребитель. Все это облегчает доступ на рынок контрафактной и некачественной продукции, не позволяет легальному производителю защитить потребителя от подделки", - отмечает Давид Якобашвили.
По его словам в условиях импортозамещения и развития отечественного производства важную роль играет создание сильных национальных брендов в различных отраслях. "Можем ли мы создать такие бренды в условиях постоянных ограничений в рекламной отрасли, когда производителей последовательно лишают добросовестно и открыто конкурировать, в том числе с ведущими глобальными брендами?" - задается вопросом Якобашвили.
Михаил Райбман, директор по кросс-медиа исследованиям компании "TNS Россия", говорит, что рынок рекламы может стимулировать и сдерживать спрос на товары, влияя на экономику страны. Увеличение ВВП связано с объемами затрат на рекламу. В развивающихся странах доля рекламных затрат колеблется в пределах 1-3%, в России всего 0,5%. "Реклама - это зеркало экономики. Она влияет на потребительский рынок и может стимулировать продажи. Чем выше доля затрат на рекламу, тем выше уровень потребления в ней. Запрет на рекламу табака и алкоголя был одним из факторов снижения потребления этих товаров", - говорит Михаил Райбман.