Закон о торговом сборе вступил в силу с 1 июля 2015 года. Он коснулся организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере торговли. Вводить сбор получили право города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Пионером стала столица. А недавно и в Санкт-Петербурге начали готовить почву для введения сбора. Власти Северной столицы еще не приняли окончательного решения, они лишь рассматривают такую возможность и собирают данные о доходах торговых сетей. Ретейлеры Санкт-Петербурга получили письма, в которых говорится о планах мэрии Северной столицы ввести в 2016 году торговый сбор. Письма разосланы с целью сбора информации о торговых площадях ретейлеров и ассортименте товаров. На основе этих данных будет сделан вывод о возможном влиянии торгового сбора на деятельность сетей.
Письма наделали в городе шума. Уже через несколько дней администрация Санкт-Петербурга сообщила, что собирается продлить мораторий на введение торгового сбора. Эти намерения подтверждаются и тем, что Законодательное собрание Петербурга приняло в первом чтении городской бюджет на 2016 г., в котором доходы от торгового сбора не значатся.
При этом эксперты не уверены, что мораторий продлится долго. "Московские власти заявляют, что для них торговый сбор является дополнительным источником доходов в бюджет, Санкт-Петербург не преминет этим воспользоваться, - считает исполнительный директор московского отделения "ОПОРЫ России" Сергей Селиверстов. - Другой вопрос - когда? Будем надеяться, что питерские власти дождутся результатов по Москве". До 26 октября плательщики торгового сбора в Москве должны были провести платежи. "Пока никаких данных нет, есть только заявления, что Москва планирует собрать за квартал 2,2-2,3 млрд руб.", - говорит Селиверстов. Но ориентироваться на эти цифры сложно. Ведь торговый сбор засчитывается в счет уплаты других налогов, таким образом, по ним в бюджете столицы возникнут выпадающие доходы. Их объем должна будет посчитать ФНС, только после этого можно будет судить, какой объем дополнительных средств получила от введения сбора столица.
Также следует просчитать последствия от введения сбора для потребителя. "Рост цен торговый сбор, конечно, провоцирует. Предприниматели вынуждены добавлять его в стоимость товара, чтобы восполнить расходы по его уплате, - отмечает Павел Ивченков, эксперт центра "Общественная Дума". - Массовый уход бизнеса в область торговый сбор пока не провоцирует, но такое явление все же присутствует". Чаще всего торговый бизнес не покидает регион, а перемещается в те районы города, где ставки сбора меньше. Последствием этого явления может стать дефицит торговых точек в центре столицы, где самая высокая ставка сбора. При тиражировании этой модели с уходом бизнеса в более доступные для ведения торговли районы столкнутся и другие города.
Нужно просчитать последствия и для бизнеса. И тут эксперты уверены, прежде чем тиражировать сбор на другие федеральные города, необходимо устранить те проблемы, с которыми столкнулись московские предприниматели. "Ситуация с торговым сбором в Москве не столь однозначна, - утверждает Сергей Селиверстов. - На крупных сетевых ретейлеров торговый сбор существенную нагрузку не оказывает. Они засчитывают его в счет уплаты налога на прибыль". Изначально московские власти заявляли, что налоговая нагрузка на добросовестный бизнес не возрастет. Однако платежи для целого ряда торговых объектов малого бизнеса увеличились.
"Нередки ситуации, когда торговый сбор в 1,5-3 раза превышает налог на прибыль, - говорит Антон Соничев, адвокат компании "Деловой фарватер". - Например, налог на прибыль равен 20 тыс. руб., а торговый сбор - 45 тыс. руб. После перезачета человек должен будет в итоге заплатить торговый сбор в сумме 45 тыс. руб. и налог на прибыль в федеральный бюджет (эта часть не зачитывается) в размере 2000 руб. Общая сумма платежа составит 47 тыс. руб. плюс другие налоги, которые торговый сбор не уменьшает". До введения торгового сбора предприниматель платил только 20 тыс. руб. налога на прибыль плюс другие налоги. С введением сбора его расходы выросли на 27 тыс. руб. "Причина в том, что размер торгового сбора зависит от площади объекта торговли и района ее расположения. И при этом никак не связан с размером извлекаемого дохода. А другие налоги, которые уменьшают торговый сбор, зависят только от размера получаемого дохода", - поясняет Антон Соничев. В итоге при небольшом доходе, большой площади объекта и расположении в районе с высокой ставкой сбора налоговые издержки бизнеса растут из-за уплаты торгового сбора, даже при его зачете в других налогах.