По действующему законодательству на сайте ФНС компании могут получить следующие сведения о контрагентах: юридический адрес, сведения о регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об уставном капитале и составе учредителей. С принятием поправок компании раз в год будут раскрывать информацию, ныне составляющую налоговую тайну, после чего она будет доступна на сайте ФНС.
Авторы законопроекта считают, что снятие грифа секретности с налоговой отчетности поможет налогоплательщикам проверять контрагентов. Инициативу о раскрытии данных, относящихся сейчас к налоговой тайне, поддерживают и в ФНС. В июне глава налоговой службы Михаил Мишустин призвал Госдуму расширить перечень информации, которая не относится к налоговой тайне. Поводом для этого он назвал необходимость точнее планировать доходы региональных бюджетов, чему будет способствовать раскрытие секретных по действующему законодательству данных.
"Доступность этой информации будет являться подспорьем ФНС в налоговых проверках, - считает Павел Герасимов, партнер юридического бюро "Падва и Эпштейн". - Сейчас при их проведении, вынесении решений о доначислении налогов, обжаловании решений ФНС в суде проверяемый налогоплательщик часто опровергает доводы ФНС, что контрагент компании является фирмой-однодневкой". Теперь к этим аргументам добавится еще и раскрытая отчетность, из которой будет наглядно видно, являлся ли контрагент добросовестным налогоплательщиком.
"Отчетность, в которой отсутствуют активы, данные о персонале, должна будет заранее насторожить налогоплательщика", - говорит Павел Герасимов. И если компания пошла на сделку с таким контрагентом, это будет характеризовать ее не лучшим образом в глазах налогового органа. Эксперты готовы к этому прибавить упрощение процедур проведения тендеров за счет раскрытия налоговой тайны. "Информация об объемах задолженности может упростить процедуру подачи заявки на участие в тендерах, сейчас это настоящая головная боль как для участников, так и для организаторов", - отмечает Михаил Александров, партнер адвокатского бюро А2.
При этом статья 102 НК РФ гарантирует защиту информации, предоставляемой налогоплательщиком, то есть защищает его интересы. Сокращение перечня данных, составляющих налоговую тайну, никоим образом не может отвечать интересам налогоплательщика, уверен Василий Ицков, руководитель практики разрешения правовых споров компании "Горизонт Капитал". Михаил Александров серьезной опасности для компаний в раскрытии этих данных не видит: "Все эти данные раскрываются и сейчас, только не по линии налогов, а по линии статистики. Доступ к данным налогоплательщиков со стороны органов, занимающихся статистическим учетом, не ограничен, а после их сбора они доступны каждому желающему".