Эксперты уверены: рынок грузовых такси в России, что называется, "сырой". Разброс цен на услуги большой: 600-2000 руб. в час для небольших автомобилей до 1,5 тыс. тонн. Перевозка крупного и дорогого груза, например, буровой установки на 1000 км, может обойтись в 600-700 тыс. руб.
На рынке присутствуют разные игроки: от частных перевозчиков на собственном транспорте до серьезных международных компаний, которые показывают высокий уровень качества и сервиса при перевозке, упаковывают даже самые мелкие детали в отдельные контейнеры. В Москве и Санкт-Петербурге конкуренция очень сильна. Здесь работают крупные игроки с большими автопарками, представители среднего и малого бизнеса, индивидуальные предприниматели (ИП) с одной-двумя машинами. Высокая конкуренция на руку потребителю: в пределах двух столиц заказчик может найти исполнителя для стандартной перевозки (личные вещи, эвакуатор для авто, организация переезда) буквально за несколько минут с помощью агрегатора. В регионах обеспечить такую оперативность сложнее, поскольку число игроков намного меньше и их активность ниже.
"В среднем одна и та же перевозка может кардинально отличаться по цене, в зависимости от того, какого перевозчика вы выберете. С появлением новых компаний и ростом конкуренции, рынок должен стабилизироваться, а цены на идентичные перевозки у разных исполнителей отличаться не более чем на 5-10%", - говорит Григорий Ильичев, глава "Такси Ангел".
Уровень автомобилей тоже очень разный: от "Газелей" до "Мерседесов". На рынке существуют много автомобилей, которые давно нуждаются в полном техническом ремонте. Сейчас среди иномарок превалируют в основном автомобили Ford, TOYOTA, Volkswagen. И конечно, "ГАЗ" занимают внушительную долю. По данным аналитического агентства "Автостат", на автомобили этой марки приходится 37,2% всего российского парка легких коммерческих авто. На 1 июля 2015 года российский парк легких коммерческих авто насчитывал около 4 млн машин.
Значительная доля заказов приходится на частных лиц, которые перевозят автомобили, а также личные вещи. По статистике "Перевези.рф", на заказы, связанные с перевозкой автомобилей, приходится 23,5% обращений пользователей, за перевозкой личных вещей и организацией переездов обращаются 19% клиентов. "С конца 2014 года мы видим рост активности юридических лиц. В условиях кризиса многие компании хотят сэкономить на логистике и пересматривают отношения с действующими партнерами, отдавая предпочтение более дешевым перевозчикам. Особенно когда речь идет о разовых заказах, например, на перевозку оборудования на дальние расстояния, от 1 тыс. км и более", - считает Владимир Батищев, сооснователь онлайн-биржи для поиска перевозчиков "Перевези.рф".
Валерий Муратов, президент онлайн-сервиса грузового такси "Система ГрузоVIG", рассказывает, что вопреки общему мнению, доля корпоративных клиентов велика. У грузовых такси их до 50%. Это не только заказы по перевозке мебели из офиса в офис, но и коммерческие рейсы для торговых компаний, и даже для таких гигантов, как Panasonic и "Почта России".
Практика показывает, что уровень сервиса не всегда коррелирует с величиной транспортной компании. Особенно если говорить о секторе работ с физическими лицами. Перевозчик с одной машиной может оказаться вежливым и предусмотрительным, и в итоге заслужить положительный отзыв клиента, а крупная компания - получить негативный, если, например, машина не пришла вовремя или водитель не согласился подождать. Есть объективные параметры сервиса, такие как скорость подачи автомобиля, качество транспортного средства и т.д. По этим параметрам небольшие перевозчики и ИП сильно уступают средним и крупным транспортным компаниям. Но небольшие перевозчики могут себе позволить ниже опускаться по цене и получать дополнительные заказы.
"К нашей системе подключились около 700 индивидуальных водителей, - сообщает Муратов. - Причем только те, у кого новые грузовые автомобили, соответствующие нашим требованиям по качеству. Доля частного автотранспорта в секторе грузовых перевозок - около 25%. Другое дело, что у них почти не было возможности работать на рынке и получать клиентов. По мере развития онлайн-сервисов им будет все легче и легче работать и их влияние и значение будут расти".
Андрей Кемачжоу, технический директор компании "Грузовое такси в Москве", уверен: не будет маленьких компаний, не будет конкуренции, качество услуг будет падать, а цены расти: "Так устроен мир, и этих законов никто не отменял. То, что говорят о честном и справедливом монополисте, вызывает у меня большие сомнения".
Вход в бизнес с одной стороны несложен: берите новый грузовой автомобиль в кредит, подключайтесь к онлайн-сервису, подтверждайте квалификацию, получайте клиентов и работайте. Минимальные инвестиции - первый взнос на кредит. С другой стороны, здесь много рисков. Аварийность, налогообложение, львиная доля выручки идет на рекламу, страхование. Сейчас на рынке немного падает спрос. В 2016 году эксперты ожидают небольшой рост на 5-10%. Рынок живой и ничего страшного на нем не происходит и не может произойти, потому что заказывать легковое такси люди могут прекратить, а вот заказать грузовое такси все равно придется - на общественном транспорте грузы не перевезти.
"Динамика спроса на перевозки отражает общие тенденции рынка. Например, в конце 2014 года на фоне ослабления рубля и скачков валютных курсов увеличился поток заказов на перевозку автомобилей в республики СНГ - Казахстан и Беларусь. Клиенты покупали новые автомобили в России и переправляли их в страны СНГ с помощью перевозчиков. Мы полагаем, что в секторе грузоперевозок спрос будет расти именно на услуги средних и малых компаний, которые выгодно отличаются тарифами от крупных игроков. Особенно если это разовые перевозки или нестандартные заказы, с несколькими пунктами сбора груза, дальними расстояниями и т.д.", - говорит Батищев.