По предварительным оценкам, если запрет на полеты продлится более 2-3 месяцев, то ущерб турбизнеса составит около 200 миллионов долларов, это почти 13 миллиардов рублей (по курсу на 11 ноября 2015 года).
Премьер-министр Дмитрий Медведев, напомним, поручил правительству подготовить программу оказания поддержки туроператорам. Один из ключевых вопросов - деньги за авиабилеты. Турфирмы хотят получить гарантии их возврата, а также, считают они, надо решить вопрос получения билетов теми туристами, которые готовы лететь в другую страну. Еще вариант - заморозить уже оплаченные рейсы в Египет на более поздние сроки, без применения штрафных санкций со стороны авиакомпаний. Ассоциации туроператоров России (АТОР) также считает целесообразным, чтобы египетская сторона освободила российских перевозчиков, осуществляющих плановый вывоз граждан РФ, от аэропортовых сборов и так называемых "пролетных".
Как рассказали "Российской газете" в АТОР, одной из тревог стало и нежелание египетских партнеров засчитывать предоплаченные средства за размещение российских отдыхающих в счет будущих групп туристов, которые поедут в Египет после отмены запрета на полеты. АТОР обратилась к правительству с просьбой решить этот вопрос, в том числе, с помощью МИД РФ.
Также в пакете мер есть просьба о предоставлении государственных гарантий на кредиты турфирмам, чтобы они могли при необходимости выплатить компенсации путешественникам. По словам руководителя "Турпомощи", участника совещаний в правительственном штабе Александра Осауленко, даже если суды признают иски в пользу граждан, в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств большинство туроператоров не смогут в полном объеме вернуть клиентам деньги. Поэтому один из вариантов решения проблемы Осауленко видит в заморозке денежных выплат хотя бы на 180 дней. "В данной ситуации важно все-таки не выиграть суд, а получить назад деньги или услуги", - поясняет свою позицию представитель отрасли. У туроператоров сейчас денег на выплаты нет.
Альтернативой зимнему пляжному отдыху на зарубежных курортах могут стать и курорты Сочи и Крыма, уверены в "Турпомощи". Но там надо строить закрытые и открытые бассейны с морской теплой водой, современные аквапарки, скоростные автотрассы и железные дороги к местам отдыха.
И бизнес в этом случае готов за свой счет быстро создать такую инфраструктуру да еще мирового уровня. На каких условиях? Государственно-частного партнерства. Это когда государство вкладывает бюджетные средства в коммуникации, отвод земель, причалы, частично - в дороги. А бизнес строит все остальное, пояснили в "турпомощи". Аркадий Дворкович подтвердил, что сейчас рассматриваются самые разные варианты, в том числе речь идет и о расширении поддержки внутреннего туризма, а не только компаний, которые занимаются сегодня исключительно зарубежным туризмом.