Как рассказал "РГ" пресс-секретарь портала "Superjob.ru" Иван Кузнецов, в месяц появляется 5-10 запросов на так называемых "штучных" специалистов. К примеру, гример-постижера для телекомпании. В его обязанности входят стрижка и изготовление париков для участников массовых и групповых сцен в телешоу, лепка гуммозных наклеек (для создания спецэффектов), изготовление бород, бакенбард и т.д. Супермаркет ищет кависта - специалиста, разбирающегося в сортах вин и способного проконсультировать самого взыскательного покупателя. Дом моды приглашает на работу офис-менеджера с функциями модели для примерок. Девушке с классическими пропорциями 90-60-90 предлагают вести документооборот и плюс - участвовать в примерках коллекций одежды.
Журнал о путешествиях хочет видеть в своих рядах журналиста, который готов колесить по миру с планшетом и фотокамерой, а также оказываться в центре событий в каждой стране, куда приезжает. Заказывая такого рода вакансию, работодатели нередко отмечают и черты, которыми должен обладать претендент. "В октябре мы разместили супероригинальное предложение, - продолжает Кузнецов. - Авиакомпании требовался бортпроводник без татуировок, способный дотянуться до отметки 212 см. Имелось в виду - до полки в самолете для ручного багажа. С татуировками объяснялось тоже все просто: авиакомпания хотела иметь дело с серьезными и ответственными специалистами.
Второй по оригинальности описания была вакансия для охранника. Частная компания приглашала человека с недобрым, невежливым выражением лица и вообще, "чем больше шрамов и ожогов, тем больше шансов". Киностудия приглашала на роль детектива в новом сериале не актера, а юриста - "женщину до 30 лет, которая умеет вести переговоры, допросы, владеет юридической терминологией".
"Необычные запросы обычно приурочены к какому-то событию, - говорит руководитель службы исследований портала поиска работы HeadHunter Мария Игнатова. - Например, компания развивает новое направление или готовится запустить новый продукт. Поиск сотрудников сопровождает вакансию интересным описанием. Это своеобразный маркетинговый ход". К тому же, отмечает Мария Игнатова, в наши дни все больше соискателей обращают внимание на то, как работодатель относится к сотрудникам. Проявлен индивидуальный подход? Значит, важно найти не просто исполнителя, а личность. Если стандартное предложение "висит" на поисковом портале в среднем три недели, то эксклюзивное - всего несколько часов или дней.
Индивидуализация вакансии - еще и способ "отсеивания" нежелательных кандидатов. Так полагает президент общероссийской Ассоциации по подбору персонала Валерий Поляков. Но это по мнению работодателей. 95% кандидатов не вчитываются в требования, а просто рассылают резюме на все подходящие по теме вакансии.
А вот завлабораторией прогнозирования трудовых ресурсов РАН Андрей Коровкин считает, что любая индивидуализация - это проявление дискриминации. "По российским законам нельзя вводить в вакансиях возрастной ценз, - напоминает он. - Но многие работодатели это делают, перекрывая, таким образом, доступ к работе людям, которые не укладываются в отмеченные рамки. За появлением подобных вакансий должна следить трудовая инспекция и разъяснять работодателям, что они нарушают трудовые права граждан. Кстати, говорят рекрутеры, зарплаты на эксклюзивные вакансии соизмеримы с обычными. Никто не сулит фантастических доходов, даже если ищет себе "супермена на полный рабочий день".