В Дагестане придумали, как спасти людей при авиакатастрофе

Житель Махачкалы Гамид Халидов придумал систему аварийной эвакуации пассажиров с борта самолета. Изобретатель, тяжело переживающий катастрофу российского авиалайнера в Египте, говорит, что если внедрить его разработки, у людей, терпящих крушение, может появиться шанс на спасение.

Корреспондент "РГ" пришел в гости к дагестанскому изобретателю. Все полки его кабинета забиты папками с уникальными разработками и патентами на изобретения - всего их более ста. Одно из главных детищ дагестанского изобретателя - АПАКС, что расшифровывается как авиационная пассажирская автономная капсула спасения.

- Все началось девятого марта 2000 года, когда в авиакатастрофе погиб Артем Боровик и я задумался, что нужно сделать для спасения пассажиров. Через некоторое время мы с сыном зарегистрировали десять изобретений на систему АПАКС, - рассказывает Халидов.

В чем суть изобретения? Пассажирский салон самолета представляет собой одну или несколько капсул спасения в случае аварии. В течение доли секунды кумулятивные заряды по команде пилота или бортового компьютера разрезают фюзеляж самолета. Затем за мгновение выводится парашют, его купол быстро раскрывается и наполняется воздухом, капсула мягко опускается. При этом время, за которое срабатывает система АПАКС, так мало, что позволяет спасти пассажиров даже при взлете и посадке на предельно малых высотах. Капсула изготовлена из прочных жаростойких и легких материалов, она способна защитить пассажиров от огня и дыма и не тонет в воде.

По его словам, специалисты, разбирающиеся в авиастроении, в том числе главный конструктор российского самолета Ту-334, поддержали изобретателя. Но, как всегда, реализация проекта застряла на уровне чиновников различного ранга.

- За 15 лет с момента изобретения АПАКСа ничего не изменилось. Причину никто так и не назвал. Вначале я бегал по министерствам и ведомствам, пытался объяснить важность изобретения, потом перестал, - говорит Халидов.

Как рассказывает ученый, за 15 лет можно было бы провести испытания капсулы спасения и в случае успешных результатов уже внедрить систему. Что касается затрат на строительство АПАКСа, то, как полагает Халидов, все расходы окупятся в разы.

- Дороже человеческой жизни ничего нет. Надо отделить судьбу пассажиров от судьбы самолета. Выплаты компенсаций родственникам пассажиров только в египетской катастрофе превысят полмиллиарда рублей. На эти деньги можно было построить и испытать прототип системы спасения, - считает изобретатель.

Эксперты, сомнительно относящиеся к изобретению аварийной капсулы, апеллируют тем, что конструкция утяжелит самолет и неизвестно, как это скажется на летных характеристиках авиалайнера.

- Какая будет сложность конструкции, мы не знаем. Кроме этого, парашюты необходимо регулярно укладывать, делать профилактику капсул, - говорит летчик-испытатель Магомед Толбоев.

Халидов категорически не согласен с подобным мнением экспертов. Он отмечает, что современные технологии позволяют изготавливать суперлегкие и в то же время прочные конструкции.

- Капсула применима к любой модели самолета. Как именно и на каком этапе оборудовать ею самолет, это технические детали. Главное, решить вопрос принципиально. Самолеты, оборудованные АПАКС, дадут толчок отечественному авиастроению. Есть у нас другой способ спасти пассажиров? Давайте внедрим, пусть он будет лучше, чем мой, - сказал Халидов.

Пока отечественные чиновники раскачиваются, за рубежом уже начали внедрять изобретения российского ученого. Как рассказал Халидов, в США система, подобная АПАКС, начала использоваться на небольших самолетах.

Кстати

Более печальная судьба у другого уникального изобретения в области судостроения, проекта создания в России базы транспортного тримараностроения. Суда-тримараны, изобретенные Халидовым, являются практически непотопляемыми, имеют высокую скорость.

- Запатентованная разработка так и осталась на бумаге. Двое российских ученых, дождавшись окончания срока действия патента, уехали с моим изобретением в США. Так как у меня не было американского свидетельства о регистрации изобретения, они запатентовали его там на свое имя. Насколько мне известно, Пентагон поддержал проект, и было изготовлено четыре образца тримаранов. После этого проект засекретили, - говорит Халидов.

Ученый до сих пор надеется, что его разработку, позволяющую спасти тысячи жизней, удастся воплотить в жизнь хотя бы на экспериментальном уровне. Тогда он готов доказать перспективность проекта не на бумаге, а на деле.