В Екатеринбурге суд впервые рассмотрит дело "черных риелторов"

Беспрецедентное не только для Урала, но и для всей страны уголовное дело дошло до суда в Екатеринбурге. Впервые так называемые черные риелторы обвиняются в принуждении к совершению сделки по продаже доли квартиры и в порче чужого имущества. По версии следствия, братья Олег и Виктор Жигаревы скупали доли квартир и создавали соседям невыносимые условия жизни, заставляя их за бесценок продавать свою часть жилплощади.

По мнению юристов, подобные ситуации складываются часто, но до сих пор за травлю соседей никого не судили, поэтому процесс может помочь в разрешении конфликтов тысячам совладельцев квартир.

Сериал ужасов

Как утверждают следователи, практику выдавливания старых хозяев братья Жигаревы и компания (в деле фигурирует еще несколько лиц) поставили на поток. По предварительным данным, от действий предприимчивых риелторов только в Екатеринбурге пострадало не менее 27 человек. Впрочем, лишившиеся жилья горожане уверены: список жертв не полный, ведь бесчинствовали "черные" соседи не менее девяти лет. Первая сделка была совершена еще в 2006 году, а к уголовной ответственности братьев привлекли только осенью 2014 года.

Олег Жигарев арестован и находится до суда в СИЗО, ему предъявлено обвинение по статьям 179 (принуждение к совершению сделки под угрозой применения насилия) и 167 УК РФ (умышленное повреждение или уничтожение чужого имущества). Расследование продолжалось почти год, в конце сентября дело направлено в Октябрьский суд Екатеринбурга.

В "РГ" попали материалы, в которых пострадавшие описывают пережитый ужас. Такого любому соседу не пожелаешь. Так, в феврале 2009 года Олег Жигарев получил в собственность половину квартиры в доме № 6 на улице Красноуральской. До этого момента квартира полностью принадлежала семье Устиновых. Жилье находилось в удобном районе города, и хозяев все устраивало. Но дочь разругалась с родителями и в отместку продала свою долю. Почему в качестве покупателей она выбрала Жигаревых -людей, о которых в социальных сетях к тому времени уже писали много неприятного, можно только догадываться. Но то зло, которое причинили Устиновым новые соседи, до сих пор заставляет вздрагивать.

Все началось с поступившего от братьев предложения продать долю в квартире раза в три ниже рыночной стоимости. Пожилые люди отказались покидать дом. В ответ начался жилищный рэкет. "На протяжении четырех лет Жигарев устраивал в квартире беспорядок (окрашивание стен, разбрасывание мусора и т. д.). В сентябре 2013 года супруг Устиновой, вернувшись домой, обнаружил, что на кухне изрезан линолеум, а вся площадь квартиры, кроме комнаты Жигарева, залита неизвестным черным веществом. Кроме того, выломана дверь в их комнату", -описывается в полицейском постановлении об… отказе в возбуждении уголовного дела.

В том же документе сказано, что через месяц погром повторился. "В комнате Устиновых были разбросаны вещи, по всей квартире разлита жидкость с невыносимым запахом. Холодильник отключен, а все продукты разбросаны по полу. Нижнее белье, взятое из шкафа, брошено на кухне в раковину и залито кофе", - описано в протоколе. Спустя полгода неуступчивых хозяев ждала новая выходка: "9 апреля 2014 года в полдень Устиновой позвонила соседка, сказав, что из окна ее кухни торчит шкаф, а оконных рам в квартире просто нет".

Весь описанный в протоколе хаос хозяева квартиры зафиксировали на видеокамеру и предоставили запись полиции, но, как ни странно, даже эту съемку не посчитали основанием для возбуждения уголовного дела. В отделении полиции Устиновым заявили: вмешиваться в спор соседей -бесперспективное занятие, сами разбирайтесь.

С закрытыми глазами

- Одна из потерпевших от действий Жигарева женщин обращалась в полицию более 20 раз, но безуспешно. У нас имеются ужасные, просто чудовищные отписки правоохранительных органов, где черным по белому утверждается: "В возбуждении дела отказать, поскольку не установлен ущерб". Но если этот ущерб любому, видевшему погром, бросается в глаза, то возникает вопрос: почему полиция его не замечала? -рассказывает Александр Бирюков, представитель юридической компании, первой вставшей на защиту жильцов. -Проводился ли по заявлению пострадавших хотя бы осмотр квартиры, назначалась ли экспертиза? Ничего не делалось. И все эти отказные документы подписывали должностные лица, вплоть до полковника.

Не менее трех лет юристам пришлось доказывать полицейским, что в действиях соседей-рейдеров есть злой умысел и прямое нарушение закона. К защите собственников подключились и специалисты аппарата уполномоченного по правам человека в Свердловской области.

За это время несколько человек опустили руки и предпочли отдать черным риелторам за бесценок свои доли и уехать из областного центра в небольшие города и поселки -Пышму, Реж, Бисерть. Ведь на полученные отступные можно купить новое жилье только вдали от Екатеринбурга.

- Моя квартира стоила минимум три с половиной миллиона, а новые соседи предложили продать мою половину за миллион. Говорят, все равно тебе не жить тут. Куда полезла без денег и связей!.. -вспоминает Елена Боброва, лишившаяся жилья.

Как выяснилось, действия Жигаревых были не спонтанными. Они тщательно планировали захват. Специально искали семьи, в которых раздел имущества проходил со скандалом, через суд, и психологически обрабатывали обиженных. Предполагается, что в преступную группу входили специалисты одного из агентств недвижимости Екатеринбурга. Его владелец объявлен в розыск, хотя по делу он проходит пока как свидетель. По данным прокуратуры, после процесса над Жигаревым, вероятно, будут возбуждены дела в отношении тех, кто помогал "отжимать метры".

Под защитой закона

Юристы считают дело черных риелторов беспрецедентным, потому что до сих пор закон одинаково защищал всех собственников жилья в квартире и домашний рэкет преступлением не считался. Благодаря приобретенной доле риелторы получали юридическое право попадать в квартиры в любое время суток, идти напролом и даже выламывать двери в присутствии полиции и судебных приставов, ведь по закону новые жильцы -такие же собственники, как и их соседи. Это право рейдеры использовали по полной программе. В Екатеринбурге был случай, когда владелец трех квадратных метров сделал невыносимой жизнь остальных собственников квартиры. А когда жильцы предложили выкупить его долю, чтобы жить спокойно, заломил цену, которая была сравнима со стоимость всей квартиры. И таких любителей "отжимать метры" оказалось немало.

Размах бизнеса братьев-риелторов пока представить сложно. Но, чтобы обеспечить возмещение ущерба, следователи уже арестовали имущество Олега Жигарева. В его собственности оказалось 14 полноценных квартир. Пострадавшие надеются, что ближайшие годы (а предъявленные обвинения "тянут" на 10 лет лишения свободы) их бывший беспокойный сосед проведет в других жилищных условиях.

Компетентно

Федор Куприянов, кандидат юридических наук:

- Подобные методы захвата чужого имущества основаны на злоупотреблении покупателями долей в квартирах своим правом собственности. Как известно, участники гражданских правоотношений считаются добросовестными лицами, пока не доказано иное. Но в Гражданском кодексе РФ есть специальная статья, запрещающая осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также любое иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав. И эта норма, безусловно, применима к рассматриваемому случаю. Более того, потерпевшее лицо согласно Гражданскому кодексу уже сегодня вправе требовать возмещения причиненных ему убытков. К сожалению, у нас пока не сложилась судебная практика оперативного пресечения недобросовестных действий собственников квартир.

Между тем

Чтобы избежать подобных ситуаций, юристы советуют собственникам квартиры заранее четко оговаривать условия совместного проживания и заверять соглашение у нотариуса. В народе этот документ называется договором о межевании квартиры.  Официально -"Соглашение о порядке владения и пользования квартирой, находящейся в общей долевой собственности".