Участвовали в нем молодые, в возрасте до 28 лет, преподаватели истории. Они разрабатывали сценарный план урока и предоставляли его жюри. Учитель средней школы N 2 из города Верхнедвинска Витебской области Дина Томашевич свой урок посвятила военному фотокорреспонденту Николаю Хандогину, работавшему в блокадном Ленинграде. Организаторам конкурса понравилось, как педагог раскрыла тему личного и коллективного героизма в годы войны, как оригинально, живо и интересно изложила исторические факты. В итоге Дина Томашевич заняла призовое 3-е место. На днях корреспондент "СОЮЗа" побывал у нее в гостях.
Дина любезно пригласила меня на урок в 8-й "В", где она классный руководитель. Тема: Речь Посполитая. Частью этого государства была Беларусь в XVI-XVIII веках. Педагог эмоционально рассказывает, чем занимались сельские жители в то время, как появлялись "местечки" - населенные пункты, где селился мастеровой и торговый люд, как местечки превращались в города и какие из них первыми получили Магдебургское право. Дина Николаевна говорит, что времена Речи Посполитой и Великого княжества Литовского - ее любимые разделы школьной программы истории родной страны:
- Эту любовь мне привили замечательные педагоги Полоцкого госуниверситета, где я училась на историческом факультете. Я родилась и окончила школу в деревне Узмены Миорского района, которая в 10 километрах от Верхнедвинска. Поступив в университет, столкнулась с любопытной ситуацией. Обычно мои сверстники, уезжая на учебу из сельской местности в большие города, все реже разговаривали на белорусском языке, а чаще старались общаться на русском. В ПГУ, напротив, практически все преподавание было на белорусском! Я стала посещать университетский историко-культурный клуб "Княжич", где увлеклась белорусской этнографией.
Купалье, Коляды и другие праздники в соответствии со старинными народными обрядами.
Уроки у Томашевич, работающей в 5-11-м классах, начинаются в 8 утра. Чтобы добраться до школы вовремя, приходится вставать в шесть. Обычно Дина Николаевна ездит на своей маленькой "Пежо-206". Но она, как назло, сломалась. Пришлось добираться на попутках. Хорошо, что из Узмен в районный центр многие на работу ездят. После шести уроков истории провела "классный час", пообщалась с родителями учеников. Так что продолжить наш разговор мы смогли только после 15.00.
- Как вы стали участницей конкурса Союзного государства?
- Молодых учителей истории в Верхнедвинске немного. Когда меня попросили защитить честь района, я обратилась к своему методисту - Наталье Томашевич. Интересно, что она не только моя однофамилица, но и моя бывшая учительница. Она вела у меня историю в сельской школе в Узменах, а затем переехала в Верхнедвинск. Наталья Леонидовна - учитель от бога! В Узменах она создала школьный музей, где мы, старшеклассники, оформляли стенды, пробовали себя в роли экскурсоводов. Профессию я во многом благодаря ей выбрала. Что же касается конкурса Союзного государства, то тему мне посоветовала именно Наталья Леонидовна. Оказывается, военный фотокор Хандогин до войны жил в деревне Волынцы Верхнедвинского района. Накануне Великой Отечественной он служил в Ленинградском военном округе. Когда гитлеровцы напали на СССР, его назначили военным фотографом центральной армейской газеты "Красная Звезда". После Победы он остался в Ленинграде, но часто приезжал на малую родину, встречался со школьниками, переписывался с ними. После смерти в 1989-м его похоронили в родных Волынцах.
- Чем запомнилось награждение?
- Торжественная церемония проходила в пресс-центре МИА "Россия сегодня". Мне вручили грамоту, электронный планшет и большие, красиво иллюстрированные книги о Великой Отечественной войне. Кроме этого, для всех финалистов конкурса организовали экскурсии, семинары. Больше всего запомнилось живое общение с Юрием Вяземским, ведущим телепередачи "Умники и умницы", а также мастер-класс заслуженного учителя России Игоря Караченцева. Он провел для нас показательный урок, во время которого душу родного Санкт-Петербурга раскрыл через призму блокадного Ленинграда. Он так виртуозно связал военное время с современностью, что я и остальные слушатели были в полном восторге.
В Верхнедвинске Дина Томашевич работает 3-й год. До этого преподавала в сельской школе в деревне Косари Ушачского района, куда попала по распределению после окончания университета. В глубинке, говорит, есть свои плюсы:
- Жизнь, школьная в том числе, там течет неторопливо. Мне там нравилось. Но жилье в Ушачах мне не выделили. А снимать квартиру с зарплатой в 4 миллиона рублей (около 14,5 тысячи российских рублей. - С.Г.) сложно. У меня была возможность перейти в районный отдел культуры. Позвали туда, когда мы с учениками выиграли областной фестиваль народного творчества. Там я пела, а они танцевали. И хотя зарплата там была еще меньше, я готова была остаться в Ушачском районе. Однако серьезно заболел папа, и я перебралась в Верхнедвинск, чтобы быть ближе к дому.
Ко всему, что связано с преподаванием любимого предмета, Дина относится очень серьезно, а порой - критически:
- Мне кажется, что школьники считают историю второстепенным предметом. Думают: выучу параграф и отвечу! А мне хочется, чтобы они понимали, анализировали. Но времени на это в школе, к сожалению, нет. Два урока в неделю (всемирная история плюс история Беларуси) - катастрофически мало! К тому же экзамен в 9-м классе убрали, что не способствует популяризации предмета. А ведь хочется, чтобы у молодых людей пробуждалось национальное самосознание, чтобы они гордились своей страной, ее историей.
Мы попрощались около шести вечера. Дина спешила в районный дом культуры на репетицию ансамбля "Ярыца". С белорусскими народными песнями его участники выступают на "Славянском базаре", на празднике тружеников села "Дожинки", различных концертах. Пение, пожалуй, главное увлечение Томашевич. А еще, призналась девушка, ей по душе вышивать, выращивать цветы и читать. Среди любимых книг - "Колосья под серпом твоим" и "Дикая охота короля Стаха" Владимира Короткевича. А в планах на будущее лето - путешествия. Мечтает побывать в Несвиже, Вильнюсе, Санкт-Петербурге - городах, которые многое значат в белорусской истории.
Лариса Девякович, учитель истории СШ N 2 города Верхнедвинска, смотритель школьного историко-краеведческого музея, педагог с более чем 40-летним стажем:
- От души радовалась успеху Дины. Замечательно, что есть молодые талантливые коллеги, которым можно передать богатый накопленный материал. В нашем музее, например, множество уникальных экспонатов. Есть документы, рассказывающие о деятельности специального партизанского отряда НКГБ БССР "Боевой" и Прошковской комсомольской интернациональной подпольной организации, памятник которой установлен у Кургана Дружбы. Там же, на Кургане, мы встречались с бывшими бойцами 119-й ордена Суворова стрелковой дивизии, освобождавшей в 1944-м Верхнедвинск от фашистских захватчиков. Некоторые из них приезжали из России. Так что о совместной героической борьбе народов СССР во время войны наши ученики знают не только из учебников.