11.11.2015 22:30
    Поделиться

    С введением зимнего расписания в электричках прибавилось "гастролеров"

    Осенью в пригородных электричках прибавилось не только пассажиров. По вагонам косяками потянулись коробейники, музыканты и попрошайки, голоса которых теперь доходят до каждого, так как почти все они вещают через электроусилители. Есть ли у пассажиров возможность защитить себя от навязчивых концертов и продавцов всякой ерунды?

    Сезон в разгаре

    Восемь вечера. Новая электричка Рижского направления. На очередной станции в вагон вваливается мужчина в тельняшке с огромным синтезатором наперевес. Через секунду на пассажиров обрушиваются матерные частушки под оглушительный аккомпанемент электронного оркестра. От возмущенных замечаний "артист" отмахивается: "Не понимаете искусства - это подлинный текст революционной песни!". Не успевает за ним закрыться дверь, как вагон наполняют завывания следующего: "Офицеры, офицеры" с протяжными "ы" и "р". Далее пошли носки, очки и суперпластырь с суперклеем, пирожки и книжки, семечки с мороженым, каждый с громкоголосой длительной презентацией. И такая дребедень до самого Нахабина - крупной станции, где выходит большая часть пассажиров, а вместе с ними наконец-то редеют и ряды выступающих.

    - Да, сейчас у "гастролеров" высокий сезон, - подтверждает замначальника отдела управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу Валерий Свистунов. - Вся эта публика, терроризирующая пассажиров электричек, работает четко по временам года. С осени до зимы ездят, потом уходят на каникулы, ближе к весне возвращаются до лета. С наступлением тепла затишье - "артисты" отдыхают.

    По примерным подсчетам полицейских и железнодорожников, сейчас на электричках по Москве и области катаются от 500 до 1000 коробейников, музыкантов и нищих. Больше всего их там, где больше и пассажиров: на Ярославском, Казанском, Горьковском и Курском направлениях железных дорог. Чувствуют они себя в полной безопасности: законной управы на них практически нет.

    Прав на них не хватает

    Первым делом вопрос, как с ними бороться, конечно же, к железнодорожникам.

    "Для нас это, безусловно, огромная проблема, - говорит начальник департамента по связям с общественностью Центральной пригородной пассажирской компании Илья Черняев. (Компания обслуживает недавно выиграла тендер на 15-летнее обслуживание пассажиров, в контракте пообещала пассажирам комфорт и безопасность). - Нам жалуются. В этом году пришло 130 жалоб. Но оштрафовать "артистов" контролеры и охранники могут только если у них нет билета. Высадить из поезда, если проездной есть, права у нас нет, это работа полиции".

    При этом ЦППК вкладывает сейчас миллиарды в новые поезда, инфраструктуру, а выгнать из своих составов назойливый "сервис" не может, беспомощно извиняясь в ответ на жалобы пассажиров.

    А полиция?

    - Коробейников в принципе мы можем привлекать по статье 14.1 КоАП РФ (Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации), штраф по ней - до 2000 рублей, - говорит Свистунов. Но чтобы воспользоваться этой статьей, полицейским надо сначала установить личность задержанного, они же никаких документов на работу с собой не берут. Кроме того, суду надо еще доказать, что пойманный занимался этим систематически, а потом еще заставить заплатить штраф.

    В итоге до судов довести этих людей очень сложно.Раньше ситуация была значительно проще - транспортные полицейские могли привлекать к административной ответственности коробейников по московскому КоАПу, где есть статья, запрещающая торговлю в неустановленных местах. Доказывать систематичность занятием по ней не нужно, да и штраф серьезнее - от 2500 до 5000 руб. Но в прошлом году в Федеральный КоАП внесли изменения. По ним полиция может штрафовать за административные нарушения, предусмотренные местным КоАПом, только при наличии соглашения между МВД и субъектом РФ. Его в этом году между Москвой, Московской областью и МВД нет.

    Сейчас по этой статье в столице могут выписывать штрафы представители управы, но поймать коробейника нужно именно в тот момент, когда электричка едет по данному району, а это редко дольше 10-20 минут. То есть, представителю управы нужно кататься на электричках с утра до вечера, да и не факт, что это увенчается успехом. "Сарафанное радио" в этой среде работает отменно: стоит начаться облаве, как все в курсе, спрятали сумки и притворились обычными пассажирами.

    С нищими и музыкантами дело еще хуже. В федеральном кодексе нет ни одной статьи, по которой их можно оштрафовать. В московском КоАП есть статья "Приставание к гражданам в общественных местах, навязчивые действия гражданина в целях купли-продажи, гадания и попрошайничество" (штраф от 100 до 500 руб), но и она транспортным полицейским недоступна из-за того же отсутствия соглашения.Не "прикопаешься" и к звукоусилителям - шуметь у нас можно до 11 часов вечера, а ближе к полуночи в электричке ни пассажиров особых, ни тех, кто хотел бы им что-нибудь продать. А вот за матерные частушки таких певцов могли и привлечь - ненормативная лексика запрещена в любое время суток. Но это редкое исключение.

    Требуются законы для электричек

    Решение проблем полицейские видят во внесении изменений в федеральный КоАП. В Общественной палате обсуждались инициативы дополнить его статьями, аналогичными тем, которые есть в местных кодексах, как в том же столичном - о торговле в несанкционированных местах, а также о приставании к гражданам.

    Еще вариант - дать право выставлять нелегальных продавцов, попрошаек и прочих из поездов сотрудникам охраны перевозчиков. Для этого надо внести поправки в транспортное законодательство.

    Но появятся ли эти изменения? В департаменте транспорта никаких инициатив не готовится. В Госдуме поправок в парламент за последний год никто не подал. Более того, в этом году депутаты "завернули" три проекта, которые как-то могли повлиять на ситуацию в электричках: один предлагал временный регламент передачи полномочий по выписыванию штрафов по административным делам вне отсутствия соглашения между полицией и регионом, другой - поднять штрафы за предпринимательскую деятельность без регистрации до 3000-5000 руб.

    Отвергнут депутатами и проект, хотя бы вводивший понятие "попрошайничество" в российский КоАП. Может, потому, что слуги народа на электричках не ездят, и проблема им кажется не стоящей выеденного яйца?

    Прямая речь

    - Многие коробейники занимаются своим "бизнесом" уже много лет, - говорит Валерий Свистунов. - Они отслеживают спрос, меняют ассортимент в зависимости от времени года, многие из них отлично знают свои права, консультируются с юристами, как следует общаться при задержании, пишут на нас жалобы, если, по их мнению, их ловят слишком часто. А при задержании устраивают целые представления. Многие пассажиры встают на их сторону. Может, дело еще и в этом? Не было бы спроса на их "услуги" - не было бы и предложений.

    Поделиться