Гифов в Интернете сотни и сотни, пользователи штампуют в Сети короткие циклические видеосюжеты, смешные и не очень, и шпигуют ими страницу за страницей в соцсетях. Из явления цифрового фольклора и средства для "нарезки" ЖЖ-юзерпиков гифы выросли в искусство со своими жанрами и школами. И из родного цифрового пространства шагнув прямиком в офлайн. В России это впервые: в залах Электромузея сейчас - цвет мирового гиф-арта.
"Холст, масло", "карандаш, картон" - так обычно пишут на выставках под живописью и графикой. "Движение rgb-паттернов сгенерировано на основе анализа звуков и переведено в формат Graphics Interchange" - читаешь на табличке у мониторов в Электромузее. Вот, например, бушует выверенный до бита шторм испанца Эмилио Гомареса. В зале, посвященном гипноабстракциям, на экранах сжимаются и разжимаются плетеные мячи, бесшумно булькают и втекают в себя сферы, рождаются и умирают алые сердца.
У произведений нет рам: все детали движения и всю колористику файла можно разглядеть за несколько полных циклов на мониторе. Списки авторов висят рядом с экранами, которых в залах по 3-4. Лишь звезды удостоены отдельных электронных окон. Например, Джеймс Керр, Scorpion Dagger, мастер жанра микроисторий , когда с помощью гифов "оживляется" классическая живопись. Герои фресок Ренессанса без устали орудуют у него лазерными указками, играют в чет-нечет, общаются в лесах с героями космических блокбастеров, словом, успешно проходят тест на современность.
Синемаграф - своего рода гиперреализм гиф-арта, его основа это профессиональное фото, постановочное или репортажное, на котором анимирована деталь изображения. Снимки лондонских улиц у Николаса Риттера вдруг начинают шевелиться - то мальчик на бордюре качнет ногой, то голубь что-то склюнет с асфальта. Зак Догерти "включает" экран смартфона, брошенного к черепу "бедного Йорика". Чилиец Джон Джейкобсен на огромном дисплее показывает скульптуры, переливающиеся слоями подкожных текстур.
Абстракции на выставке перетекают одна в другую на наших глазах, глаза персонажей на портретах выскакивают из глазниц, меняясь местами, граффити на заборах живут своей бурной математической жизнью.
Международные арт-игроки уже оценили способность лучших гиф-художников интерпретировать важное в окружающем: Scorpion Dagger а приглашают делать спецгифы для музеев, группа галерей Тейт устраивает спецвечеринки гиф-арта, галерея Саатчи уже основала ежегодный конкурс гифов.
В России гиф-арт только начинает выходить за рамки лент соцсетей, но куратор GIF GIF GAF Анна Титовец место на выставке для отечественных мастеров все же нашла. Наши художники весьма преуспевают в ретрожанре "8 бит", и в одном из укромных уголков экспозиции стоит ламповый монитор, на экране которого вовсю отплясывают героини Оли Лялиной, отрисованные автором в старой доброй эстетике 90-х.