Поделиться ответственностью
ЖКХ в Крыму всегда работало на грани фола - сказывались многолетнее недофинансирование отрасли и обостряющиеся проблемы. Чтобы отрасль безболезненно прошла переходный период, федеральный бюджет потратил на решение первоочередных задач более двух миллиардов рублей.
- Эти бюджетные инвестиции позволяют ЖКХ Крыма стабильно работать, - говорит заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. - Средства на модернизацию инфраструктуры водоснабжения, теплоснабжения, очистки сточных вод заложены и в федеральной целевой программе развития Крыма и Севастополя - их объем превышает 70 миллиардов рублей.
Но решить все проблемы отрасли за бюджетный счет нереально. Поэтому ЖКХ планируют сделать привлекательным для частных капиталов.
- В России в целом и в Крыму в частности необходимо постепенно замещать бюджетное финансирование инвестициями частного бизнеса и деньгами кредитных организаций, - продолжает он. - Поэтому несмотря на непростые времена решено уже в нынешнем году начать субсидирование процентной ставки по кредитам и софинансирование концессий. Из федеральной казны будет финансироваться до 60 процентов стоимости высокотехнологичных проектов, реализуемых в рамках концессионных соглашений.
До конца нынешнего года федеральный бюджет готов потратить на софинансирование проектов два миллиарда рублей.
- На 2016 год заложен такой же объем денежных средств. Плюс от правительства получены гарантии увеличения суммы в случае, если инвесторы проявят к программам большой интерес, - уточнил он. - Надо максимально стимулировать приход в сферу частного капитала, только так проекты в ЖКХ будут эффективными. Помимо государства рисковать своими деньгами должны и частники, и банки. Тогда у нас не будет "золотых" водоводов, а появятся проекты, адекватные по цене и качеству. Надеюсь, совместными усилиями мы обеспечим вхождение в Крым добросовестного бизнеса, что повысит качество услуг ЖКХ.
Коммунальный блин
Проекты государственно-частного партнерства (ГЧП) в Крыму пытались реализовывать и раньше. Работа над первым началась еще в 2011 году. Планировали передать в концессию парк отдыха имени Гагарина в Симферополе. Был даже инвестор, готовый вложить средства в его реконструкцию, но до реализации дело так и не дошло.
Органы власти на местах оказались более проворными: в 2012 году 39 местных советов 14 районов Крыма имели 56 концессионных соглашений о передаче объектов коммунальной собственности, а к началу 2014 года уже 53 местных совета в десяти районах Крыма подписали 66 таких договоров. В основном речь шла о модернизации сетей водоснабжения и водоотведения, а также об очистке сточных вод и вывозе твердых бытовых отходов.
Большинство этих соглашений по-прежнему действуют. Впрочем, по мнению министра ЖКХ РК Александра Жданова, называть их концессией некорректно, ведь в договорах не говорилось о модернизации имущества, которая должна привести к сокращению потерь и повышению качества воды.
- Так что действующие концессионные соглашения правильнее называть арендой, ведь в них речь идет об обслуживании инфраструктуры, - объясняет он.
Концессия 2.0.
Сейчас на сайте минэкономразвития РК размещен длинный список объектов государственного и республиканского значения, предлагаемых для реализации проектов ГЧП. Из почти двух десятков позиций, заявленных отраслевыми министерствами, большинство - санатории. Встречаются, правда, автовокзалы и гидротехнические сооружения. Перечень объектов муниципальной собственности включает 76 объектов, из них около 80 процентов требуют реконструкции систем водоснабжения сельских населенных пунктов. Это свидетельствует о том, что именно сфера ЖКХ остро нуждается в модернизации.
- Высокая степень износа инфраструктуры и огромные потери воды для инвестора, скорее, не минус, а бонус, - считает Андрей Чибис. - Это огромный потенциал для повышения эффективности!
В правительстве рассчитывают, что крымское ЖКХ сможет привлечь капиталы с материка.
- Сейчас в РК есть уникальная возможность создать новую высокотехнологичную отрасль, используя лучший опыт, накопленный в России и за рубежом, - продолжает он. - Только надо учесть ошибки, допущенные в других субъектах страны. Мы готовы оказать всю необходимую организационную поддержку, чтобы обеспечить госфинансирование и привлечь в Крым предпринимателей, показавших эффективную работу в сфере ЖКХ в других регионах.
Чтобы частный бизнес не боялся инвестировать, к середине будущего года профильное министерство РФ обещает завершить процесс совершенствования законодательной базы. Кроме того, в 2016 году все регионы страны перейдут на долгосрочные тарифы, утвержденные не менее чем на три года. Они гарантируют потребителям понятное ценообразование и позволят инвесторам рассчитать, когда окупятся вложенные в модернизацию средства.
В Крыму, правда, долгосрочные тарифы введут не раньше 2018 года, когда республика будет готова к этому.
- К обозначенному сроку РК должна выйти на экономически обоснованный уровень стоимости услуг ЖКХ, и тогда мы сможем сформировать долгосрочные тарифы, - говорит Александр Жданов. - До этих пор концессионер может прийти только на маленький участок, но вряд ли ему это будет выгодно.
Также в Крыму предстоит завершить инвентаризацию имущества и инфраструктуры ЖХК, чтобы укрупнить объекты в малых населенных пунктах и отдельных муниципалитетах.
- Нельзя привлекать бизнес и уж тем более оставлять в управлении местных властей маленькие и неэффективные предприятия, потому что у них нет перспективы, - считает замминистра ЖКХ РФ. - После укрупнения имущественных комплексов в них можно вкладывать и частные инвестиции, и поддерживать их государственными инструментами.
Помогут укрупнению схемы водоснабжения и теплоснабжения, которые описывают все источники водо- и теплоснабжения каждого населенного пункта и в которых приведен план их модернизации на 10-15 лет.
- На их основании мы сможем запускать концессию и долгосрочное тарифное регулирование. Поэтому нужно ускорить процесс их подготовки и утверждения, - продолжает Чибис. - В ближайшее время будет принято решение о разработке единой схемы водоснабжения и водоотведения РК. Это позволит создать единый комплекс, который можно регулировать в зависимости от заполнения водохранилищ в разных частях полуострова.
Кто первый?
По мнению Александра Жданова, первые проекты концессии могут быть реализованы не в водоснабжении, а в сфере переработки отходов. Сейчас система уборки мусора в республике не выстроена, во многих сельских поселениях даже не понимают, что такое централизованный сбор ТБО. Наладить его предстоит концессионерам.
- Думаю, концессия будет интересна частным инвесторам, - говорит министр. - Первый конкурс планируем объявить в декабре нынешнего года. Для этого разработали генеральную схему очистки РК, подготовили концессионные соглашения, и сейчас рабочая группа разрабатывает условия для концессии. Кроме того, определили тариф на вывоз мусора.
Проблемы возникли только с площадками для размещения полигонов ТБО, потому что Крым - маленький, и никто не хочет жить по соседству с вечно дымящейся свалкой. О том, что полигоны бывают цивилизованными, крымчане пока не догадываются. И вот здесь на помощь могут прийти другие регионы, уже имеющие положительный опыт работы с концессиями. Не исключено, что кто-то из успешных российских концессионеров не захочет заходить в Крым, пока в его отношении действуют западные санкции. Хотя первые предложения уже поступили.
- Мы не боимся ограничений и готовы работать в Крыму, внедрять современные технологии очистки воды, применять свои знания и опыт в строительной сфере и эксплуатации жилья, чтобы помочь местным властям изменить к лучшему сложившуюся в сфере ситуацию, - заявил представитель ГК "Мортон" Александр Бондаренко.
А появление нового крупного игрока, готового конкурировать с действующими, может оживить весь рынок.
Сергей Аксенов, глава РК:
- Сейчас около 80 процентов жалоб и обращений крымчан касаются некачественного предоставления услуг ЖКХ. До 1 декабря будет завершен анализ работы МУПов - оценим ее эффективность и сделаем выводы. Наша задача - вывести предоставление услуг ЖКХ на качественно новый своевременный уровень и по приемлемым ценам. Для этого хотим применить в Крыму лучшие практики, которые уже успешно работают в России. Думаю, при поддержке правительства РФ привлечение частных инвесторов в сферу ЖКХ Крыма вполне реально. Взаимная выгода очевидна: мы даем бизнесу возможность реализовать проекты в сфере своей традиционной монополии, а он, вкладывая деньги в модернизацию ЖКХ, получит гарантии работы на протяжении нескольких десятилетий.