Новости

12.11.2015 00:29
Рубрика: Происшествия

Тайна рейса 9268

Версии катастрофы А321 разные. Следствие продолжается
События развивались стремительно. В минувшую пятницу появились сообщения об опасности полетов в Египет. А в воскресенье президент Путин подписывает указ о приостановке авиасообщения с этой страной.

Президент согласился с рекомендациями Национального антитеррористического комитета (НАК) приостановить авиасообщение с Египтом до установления должного уровня безопасности авиасообщения. Это решение не означает, что основная версия крушения А321 - теракт.

Путин также поручил обеспечить содействие гражданам РФ в возвращении из Египта и наладить взаимодействие с египетской стороной для обеспечения безопасности воздушного сообщения. Такие рекомендации по итогам заседания НАК директор ФСБ Александр Бортников доложил президенту.

"Путин поручил правительству отработать механизмы реализации этих рекомендаций НАК и обеспечение возвращения на родину граждан России", - сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

"Президент имел в виду приостановление авиасообщения с Египтом до того момента, как удастся совместно с египетскими партнерами наладить должный уровень обеспечения безопасности авиасообщения, с учетом всех рисков", - уточнил Песков, пояснив, что предстоит обеспечить безопасность полетов, после чего их можно будет возобновлять. Речь обо всех рейсах в Египет.

В условиях приостановки российской стороной авиасообщения с Египтом главы государств условились поручить продолжить активное сотрудничество между соответствующими службами двух стран, в том числе посредством координации взаимодействия органов безопасности и авиационных властей России и Египта", - говорится в сообщении пресс-службы Кремля.

Версии

От взрыва до саморазрушения

Черные ящики разбившегося на Синае А231 найдены в удовлетворительном состоянии. Сейчас специалисты работают над их расшифровкой. По сообщению египетской стороны, в последнюю секунду полета на речевом самописце обнаружен посторонний шум. Точно определить природу этого шума поможет спектральный анализ. В любом случае говорить, что на борту произошел взрыв, еще рано.

Но версии крушения сыплются одна за другой. Журналисты выяснили, что погибший борт на заре своей юности зацепил хвостом взлетную полосу в Каире. После чего был отправлен на ремонт в Тулузу. Как происходил ремонт и что меняли в самолете, пока неизвестно. Так вот, существует версия, что в целях экономии весь хвост самолета со шпангоутами не стали разбирать, а сменили только легкую обшивку. Эта экономия спустя годы и вылилась в страшную трагедию. На высоте корпус не выдержал перегрузок, и хвост просто-напросто отвалился. Произошла разгерметизация. Самолет потерял управление. Но, зная щепетильность команды Airbus и высочайшие стандарты безопасности, в эту версию верится с трудом. Касание хвостом ВПП - обычное летное происшествие. Некоторые компании даже заказывают специальные "башмаки", которые, истираясь, предохраняют обшивку от разрушения. А если эта версия и верна, то каждый самолет представляет собой мину замедленного действия. Ведь пассажир и не догадывается о нелегкой судьбе лайнера.

Версия о том, что в полете загорелся и разрушился двигатель, тоже не выдерживает критики. Во-первых, А321 и на одной турбине может спокойно закончить полет. Во-вторых, у пилотов хватило бы времени сообщить на землю о неполадке. Ну и, в-третьих, параметрический "черный ящик" точно сообщил, что никаких неполадок на борту не было.

Может, самолет сбили с земли? Но на высоте 9 км "Стингеры" бессильны. А зенитных ракетных установок типа "Бук" на Синае отродясь не было.

Так что же за звук был в салоне А321 в последние секунды записи? Возможно, это был хлопок от взрыва. Все мы летали в Египет и знаем, что досмотры багажа пассажиров иногда носят формальный характер. Я сам совсем недавно пронес на борт самолета в Каире бутылку спиртного. Как тут доверять свою жизнь арабским секьюрити?

Помните фильм "Спасите "Конкорд"? Там в бортпитание подкладывали какую-то едкую гадость. Во время разогрева в печи ампулы взрывались, и кислота разъедала проводку и корпус сверхзвукового лайнера. По замыслу сценаристов "Конкорды" разбивались один за другим.

На 23-й минуте полета бортпроводники как раз начали разогревать курицу или мясо. Возможно, мини-бомба была заложена в лоток и сработала от нагрева. Дальше мгновенная разгерметизация. Разрушение лайнера, падение и смерть.

Египетские власти провели допросы персонала в отелях, где проживали погибшие пассажиры. Значит, следователи не исключают, что в багаж могли подложить адскую машинку. Ничего не подозревающий турист взял свой чемодан и прошел формальный досмотр. Дальше вы знаете.

Так что запрет на полеты в Египет мера жесткая, но необходимая. Пока не станут известны истинные причины катастрофы, отдыхать будем в другом месте.

Статистика

Возраст судну не помеха

Пока идет расследование трагедии над Синаем, полеты в Шарм-эш-Шейх прервали Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия, Литва и Латвия. Со ссылкой на неназванные источники в спецслужбах там заявляют, что причиной крушения был теракт.

Называется даже заказчик преступления - египетский проповедник Абу Осама аль-Масри, который называет себя эмиром "Исламского государства" (запрещенной в России экстремистской группировки). Но в Москве настаивают, что ни одна из версий не может быть приоритетной, пока расследование полностью не закончено. "Мы уже неоднократно говорили, что какая-то реакция на сообщения со ссылкой на источники невозможна", - подчеркнул пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Как это бывает после каждой катастрофы, пресса вновь подняла вопрос о стареющем отечественном авиапарке. Поступило предложение запретить эксплуатацию воздушных судов старше 15 лет.

Если обратиться к статистике, то пик катастроф приходится на суда, которым исполнилось 16 лет. А321 было чуть меньше 18 лет.

Самый старый российский борт разбился в 2001 году в Тверской области. Это был 40-летний Ил-18 авиакомпании "Ирс-Авиа". Причина - отказ техники. А самому молодому самолету не исполнилось и пяти лет. Это был Ан-28 Сыктывкарского авиапредприятия. Комиссия установила, что была ошибка экипажа и отказ техники.

В военно-транспортной авиации попадаются "старички" - самолеты возрастом более 40 лет. При грамотном техобслуживании суда летают без поломок и дольше.

Самой страшной авиакатастрофой до падения А321 считалось крушение лайнера Ту-154 под Донецком в 2006 году. Из-за ошибки экипажа (вместо того чтобы облететь грозовой фронт, командир принял решение прорываться через грозу) погибло 160 человек. Самолету было всего 14,5 года.

Меньше всего погибло в двух катастрофах с самолетом чешского производства Л-410. В 1992-м и 1995-м погибло по одному человеку.

С 12 июня 1991 года с самолетами и вертолетами российских авиакомпаний произошло 167 авиакатастроф. Погиб 2431 человек. Но это вместе с демонстрационными, испытательными, грузовыми и техническими полетами. А если взять непосредственно пассажирские перевозки, то остается 41 инцидент, в которых погибло 1777 пассажиров.

Если проанализировать все летные происшествия с человеческими жертвами, зависимости от возраста самолета не наблюдается. Чаще бьются те самолеты, которых попросту больше в авиапарке страны. И еще: основной причиной авиакатастроф является человеческий фактор. Техника тут ни при чем. Даже бомба на борту - это человеческий фактор. Ведь кто-то допустил ее пронос на борт.

Подготовил Юрий Снегирев

Происшествия ЧП Аварии и катастрофы Крушение A321 в Египте