Люди с капиталом предпочитают вкладывать свободные деньги в предметы роскоши и искусства. В одном из российских ювелирных холдингов "РГ" рассказали, что в этом году российский массовый ювелирный рынок просел на 20-25 процентов, но зато взлетел спрос на ювелирные украшения с бриллиантами и отдельно - на камни.
Самые дешевые камни, бриллианты со скромными характеристиками, стоят от 600 тысяч рублей за карат. За 1,5-2 миллиона рублей можно купить камень в один карат с более лучшими качественными характеристиками. А это в первую очередь "цветность", отсутствие сколов. Среди заказчиков-физлиц - в основном крупные бизнесмены, топ-менеджеры частных и государственных компаний, члены их семей, рассказывают ювелиры. "Недавно приходила покупательница, заказывала камень в три карата за 15 миллионов рублей. Сказала, что хочет иметь семейную драгоценность, чтобы оставить эту реликвию дочери и новым поколениям ее семьи", - говорит собеседник " РГ".
По его словам, цены на бриллианты растут вместе с курсом доллара. Если два года назад кольцо среднего качества в карат можно было купить за миллион рублей, то сейчас оно стоит миллион 850 тысяч рублей.
Но есть проблема в сбыте. Крупные коллекционные и инвестиционные бриллианты - это долгосрочные вложения. И в России их гораздо труднее продать, чем то же золото или серебро. На драгметаллы более устойчивый спрос. Хотя бывают случаи, когда бриллианты за 5 миллионов рублей выставляются на самой массовой российской интернет-толкучке "Авито". Но риски вступать в торг как для продавцов, так и для покупателей в данном случае огромны. Ведь число красивейших, но искусственно выращиваемых алмазов и синтетических бриллиантов, которые все труднее отличить от природных, растет.
Так что перед приобретением бриллиантов эксперты советуют качество бриллиантов проверять в независимых лабораториях и иметь на камни сертификат.
В ломбардах кольца с бриллиантами, а тем более камни, тоже неохотно берут, так как могут долго оставаться невостребованными. Вместе с тем, уверяют участники ювелирного рынка, цена на бриллианты может подскочить на 10-20 процентов за год. Все зависит от ситуации на мировых алмазных биржах и состояния мировой добычи алмазов. Закрытия того или иного алмазного прииска на другом конце земного шара может вызвать ажиотаж и большой спрос, что в свою очередь может поднять цену, причем очень быстрыми темпами.
В любом случае обладатели дорогостоящих камней, которые видят в них лишь инвестиционный актив, должны быть вхожими в круг его ценителей. Да и за границей купленные в России рядовые, без громких имен бриллианты продать с прибавкой не получится. В основном крупные бриллианты и камни сейчас заказываем из Индии и Израиля, где они стоят дешевле, чем в нашей стране. По данным Российского аукционного дома (РАД), развитие алмазной отрасли в Израиле всецело поддерживается государством. Там нет пошлин на ввоз и вывоз алмазного сырья ювелирного качества и бриллиантов. Огранка алмазов в России - одно из наименее рентабельных обрабатывающих производств, маржа даже в лучшие моменты не превышает 5 процентов.
Разумеется, алмазы и бриллианты по своей прочности и стабильности можно сравнить только с золотовалютными запасами, не подверженными девальвации валюты, солидарны эксперты.
Впрочем, по мнению члена комитета Торгово-промышленной палаты России по драгоценным металлам и драгоценным камням, главы ювелирной компании Флуна Гумерова, редкие бриллианты "чистой воды" в первую очередь должны представлять интерес для покупателей как предметы потребления, "которые радуют", а не как инвестиции. К тому же сегодня свободные деньги должны работать, считает он.
Впрочем, против фамильных ювелирных украшений, которые помогают овеществлять духовные ценности и семейные традиции, сам бизнесмен Гумеров не возражает. "Фамильные драгоценности, - рассуждает он, - носят уникальный характер - подарены по особому случаю, имеют редкий дизайн, стоимость и будут ценны для следующих поколений". Кстати, По данным РАД Консалтинг, мировой спрос на алмазы вскоре превзойдет объемы предложения, что приведет к повышению цен.
Сегодня, рассказывает Гумеров, также вырос интерес россиян к посуде из серебра с фамильными гербами. "Герб согласовывается с покупателями, так драгоценные изделия становятся именными, - говорит он. - Будут ли они представлять интерес на аукционах через 100 или 200 лет? Да! Здесь вопрос только во времени".