Городские автобусы в Москве теперь ни с чем не перепутаешь: они синего цвета. Ну а главное, комфортабельные, с кондиционерами, благодаря которым летом в них нежарко, а зимой - тепло. Большие автобусы низкопольные и удобны для людей с ограниченными возможностями здоровья - в них запросто можно въехать инвалиду на коляске. Для этого ему достаточно нажать кнопку у автоматической двери и заехать в салон по пандусу. Места на задней площадке для коляски достаточно. Такие автобусы нового поколения уже курсируют по северо-западу мегаполиса. В столичном правительстве подвели итоги опроса первых 200 пассажиров, большинство из них довольны.
Вместо маршруток тоже автобусы, только малой вместимости. У них две площадки. Передняя - общая, задняя - для людей с ограниченными возможностями, которые могут не спеша здесь сесть, никого не задерживая.
- В Москве за последние годы закуплено около 7 тысяч единиц подвижного состава, - рассказал журналистам Сергей Собянин. - Это и автобусы, и троллейбусы, и вагоны метро. Особенно обновился автобусный парк - около 5 тысяч новых автобусов вышло на линии пассажирского наземного сообщения. В целом движение стало более комфортным, более регулярным, скорость движения на общественном транспорте выросла. Пассажиры отреагировали на это, и количество тех, кто пользуется сегодня наземным общественным транспортом, выросло на 20%.
По словам заммэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, в 2016 году "Мосгортранс" закупит еще 333 автобуса, 75 троллейбусов и 50 трамваев, потратив на это 4,5 млрд рублей.
Задача, которую ставят московские власти перед собой: городской транспорт в Москве должен работать так же, как работает он в Лондоне, Берлине, Вене и других европейских столицах. Это будет стимулировать горожан пересесть с автомобилей на общественный транспорт, что в свою очередь существенно разгрузит дороги.
Поэтому к участникам торгов, на которые выставляется обслуживание городских маршрутов, установлены четкие требования: "возраст" подвижного состава - не старше двух лет, кондиционеры - обязательны, как и доступность для инвалидов.
Кроме того, соблюдение графика движения, перевозка всех пассажиров, в том числе и льготных, по единым городским правилам. То есть никаких отказов, которые еще недавно можно было услышать сплошь и рядом: "По социальным картам не возим". К тому же москвичи, выбрав общественный транспорт, еще и прилично сэкономят на проезде, так как в автобусах любой вместимости обязаны принимать и карты "Тройка", и единый билет, при покупке которых поездка обходится существенно дешевле, чем покупая билет на одну- две поездки.
Горожане уже заметили позитивные перемены.
- Я работаю в районе ВДНХ, а живу на юго-востоке, - рассказала корреспонденту "РГ" москвичка Елена Пироженко. - На машине езжу, только когда нужно на службу вечером, иначе попадаю в пробку. Утром еду на автобусе или на маршрутке до метро. Это значительно дешевле. А когда везде будут принимать"Тройку", экономия может достичь; 30-40 процентов.
Работая по новым правилам, перевозчики будут обязаны следить и за безопасностью пассажиров: за аварии власти могут даже расторгнуть контракт.
Справка "РГ"
В Москве в настоящее время, по словам Максима Ликсутова, самый молодой автобусный парк по сравнению с другими европейскими столицами. С 2010 по 2014 год закуплено более 4 тысяч новых автобусов, и теперь средний возраст машин составил чуть больше 4 лет. В Париже, например, парк старше на три года.