Причем речь идет не только о нежелательной информации - с ее поиском обычно ни у кого проблем не возникает. Но, например, найти видеозаписи интересных лекций сильнейших преподавателей лучших вузов страны о космической биологии или авиамоделировании удается не всем и не сразу. А эти ролики могут заинтересовать предметом, расширить кругозор и, вероятно, помочь школьнику определиться с выбором профессии. Между тем все эти материалы есть в проектах, связанных с дистанционным сетевым дополнительным образованием. Доступ к подавляющему большинству из них абсолютно бесплатный. Подробную инструкцию по эксплуатации таких образовательных интернет-ресурсов для всех ProРодителей дал сооснователь проекта "Универсариум" Геннадий Клюшкин.
Для кого сделаны образовательные онлайн курсы?
Геннадий Клюшкин: Аудитория довольно широкая. Курсы самые разные, часть рассчитана на очень подготовленную публику и может быть интересна только узким специалистам. Но примерно половина из всех выложенных курсов вполне доступна для старшеклассников, хотя может быть полезна и взрослым.
Что такое образовательный курс в интернете?
Геннадий Клюшкин: Как правило, каждый курс рассчитан на полтора-два месяца. Первые недели обычно идут теоретические лекции. После каждой могут быть проверочные тесты или домашние задания, которые отсылаются на проверку. В заключении проводится итоговое испытание, по результатам которого можно получить виртуальный диплом.
Как проходят занятия?
Геннадий Клюшкин: Чтобы начать заниматься на онлайн-курсах, нужен компьютер с доступом в интернет. Ну и желание, разумеется. Лучше если устройство стационарное - на смартфонах и планшетах доступны лекции, но нельзя выполнять домашние задания, без коих обучение будет неполноценным. Курс разбит на модули, каждый из них идет одну неделю. В модуль входит одна лекция и некоторое количество заданий. В принципе, чтобы все успевать делать, достаточно тратить по одному часу в день.
Лекция - это видеозапись выступления преподавателя, рассказывающего материал. Мы привлекли к сотрудничеству лучших профессоров и доцентов сильнейших вузов. С каждым отдельно поработали, чтобы адаптировать его стиль и манеру преподавания для видеороликов. Потом разделили на блоки, смонтировали и выложили на сайт. Ко многим занятия прилагаются еще и дополнительные материалы для самостоятельного изучения. За неделю, пока идет модуль, виртуальный студент должен успеть прослушать лекцию (если надо, запись можно посмотреть сколько угодно раз) и выполнить проверочную работу: ответить на тест или написать что-то вроде эссе.
В какой момент можно перейти к следующему модулю?
Геннадий Клюшкин: Все новые модули начинаются по понедельникам, одновременно для всех виртуальных студентов. Идти в своем темпе, к сожалению, не получится - это связано с технологией проверки домашних заданий. Потом уже, после завершения всего курса, слушателю будет открыт доступ ко всем материалам сразу.
Кто проверяет домашние задания?
Геннадий Клюшкин: Тестовые опросы проверяет компьютер. Если же студентам надо написать эссе, то их работы попадают к пяти другим ученикам. Те получают инструкцию как оценивать труд однокашника. Потом выставленные членами стихийного жюри баллы суммируются, самые высокие и самые низкие оценки отбрасываются, а усредненный результат проставляется в условную зачетку.
Как быть, если курс предполагает не только теоретические, но и практические занятия?
Геннадий Клюшкин: Есть два варианта, причем и тот и другой мы уже опробовали. Например, во время занятий по авиамоделированию мы предложили всем участникам выполнить расчет формы фюзеляжа и крыльев планера. Затем выпускники могли приехать в центр технической поддержки образования Московского авиационного института, распечатать там свой летательный аппарат на 3D-принтере и испытать его. При этом результаты полетов оценивали преподаватели МАИ. А в курсе электроники ребята могли дома спаять нужные платы: все инструменты и материалы продаются в магазинах, стоят они недорого. Сейчас мы ведем активную работу с университетами в регионах. У многих вузов есть свои центры технической поддержки образования, причем загружены они, как правило, лишь отчасти. Они могли бы подключаться к нашим программам на заключительном этапе и давать возможность всем реализовывать свои проекты, как это было сделано с МАИ.
Что получает человек, успешно завершивший полный курс занятий?
Геннадий Клюшкин: Самое главное - он получает знания. Учится учиться, привыкает мыслить. Для старшеклассников такие дополнительные занятия становятся хорошим способом определиться с будущей профессией. Не случайно у нас есть целый ряд курсов, предложенных техническими вузами: им не хватает абитуриентов и они с удовольствием включаются во всевозможные проекты, ориентированные на школьников, в надежде заинтересовать их своими направлениями подготовки и специальностями.
После успешной сдачи заключительного теста ученики получают дипломы. Сегодня они практически бесполезные - разве что на стенку повесить. Приемные комиссии вузов их не рассматривают даже в качестве портфолио. Однако мы активно работаем с министерством образования и науки, пытаемся добиться, чтобы дипломы массовых открытых онлайн-курсов получили некий статус, позволяющий их обладателям получить бонусы при поступлении в вуз.
Все ли слушатели курсов в итоге получают дипломы?
Геннадий Клюшкин: Это удается только 10-15 процентам учеников, приступивших к занятиям. Кто-то не справляется с тестами, кто-то просто понимает, что это не его тема и после первой же лекции бросает обучение. В итоге из 8 тысяч человек, - это средняя наполняемость наших "аудиторий" - свидетельства получают меньше тысячи студентов.
Как попасть к вам на занятия?
Геннадий Клюшкин: У нас одновременно идет порядка десяти-пятнадцати курсов. Каждую неделю открываем несколько новых программ. Приоритет отдается тем, на которые заранее записались хотя бы 3 тысячи слушателей. Чтобы приступить к занятиям, надо зайти на сайт "Универсариум", выбрать тему и ждать начала занятий. Регистрация несложная и бесплатная, со студентов, кроме слушателей отдельных тем для бизнесменов, где требуется непосредственное участие преподавателя в учебном процессе, мы денег не берем.