16.11.2015 10:58
    Поделиться

    WSJ: Террор в Париже приведет к долгосрочным геополитическим сдвигам

    Запад должен пойти на сотрудничество с Россией
    Президент США Барака Обама согласился с позицией французского коллеги Франсуа Олланда о том, что террористические атаки в Париже являются "актом войны". После саммита "группы двадцати" в Турции Обама пообещал "удвоить усилия в борьбе с экстремистами "Исламского государства" ("ИГ") и по дипломатическому процессу вокруг Сирии". Однако что это означает на практике?

    Один из основных внешнеполитических советников президента США Бен Родс рассказал телеканалу ABC, что Обама после терактов провел внеочередное совещание Совета национальной безопасности (СНБ) и "имеющиеся данные указывают на то, что за терактами стоят именно боевики ИГ". В свете желания Парижа действовать более активно чиновник выразил готовность Вашингтона нарастить координацию по всем направлениям - больше авиаударов, больше обучения и оружия местным группировкам, больше обмена разведданными. Министры обороны двух стран после терактов провели уже два телефонных разговора и, как сообщили в Пентагоне, "договорились о конкретных шагах для вооруженных сил США и Франции для интенсификации кампании против "ИГ".

    В то же время Родс дал понять, что качественных сдвигов ждать не приходится: Обама по прежнему не поддерживает ни идею отправки крупных войсковых подразделений для борьбы с "ИГ", ни предложения о создании бесполетной зоны над Сирией.

    "Ложкой меда" для европейцев звучат обещания из США в поддержке по самому болезненному для ЕС вопросу - потоку беженцев из Сирии. Родс сообщил, что, несмотря на теракты, в Вашингтоне не намерены отказывать в предоставлении убежища примерно 10 тысячам сирийских переселенцев в следующем году. В тоже врем, на практике помощь США в ситуации с беженцами - капля в море, пока Штаты приняли лишь 1,5 тысячи сирийцев за 4 года конфликта на фоне сотен тысяч в Европе.

    Между тем США и их союзники уже не раз грозили наращивать интенсивность кампании против "ИГ", однако такой экстенсивный путь больших плодов так и не дал. Пока заявления официальных лиц полны решимости, но лишены новой конкретики, эксперты и комментаторы в своих публикациях высказывают собственные предположения.

    Газета Wall Street Journal в своем анализе предрекает, что "30 минут террора на улицах Парижа обернутся долгосрочными геополитическими сдвигами". Издание напоминает, что в последний год страны Запада воспринимали Россию в качестве вызова, а терроризм казался реальной, но сдерживаемой угрозой. Однако "после слаженных атак "ИГ" внимание всего мирового сообщества вновь приковано к угрозе терроризма". При этом Россия неожиданно оказалась партнером, у которого "есть план того, как немедленно пригасить эту угрозу". "Стратегия Москвы, предполагающая по крайней мере временную поддержку правительственных сил Башара Асада для борьбы с "ИГ", была неприемлемой для наиболее ярых критиков сирийского лидера - США и Франции. Это вполне может измениться", - предполагает WSJ, поясняя, что теракты в Париже повлекут новую военную и дипломатическую активность, однако в том, что касается отправки значительных группировок собственных войск руки лидеров стран Запада, в первую очередь США, связаны болезненными воспоминаниями от войн в Афганистане и Ираке.

    Напрашиваются параллели между терактами в Париже и терактами 11 сентября 2001 года в США, однако, как отмечает WSJ, "у Европы нет той военной мощи, которой располагала Америка, а потому реакция Вашингтона сейчас будет ключевой". В качестве подтверждения газета отмечает, что тон комментария Белого дома о беседе президентов США и России был значительно менее критичным в отношении операции ВКС РФ в Сирии, чем ранее.

    Поделиться