Практичный и удобный способ ношения принес механическим часам столетие расцвета и статус одного из символов XX века. Неформализованный юбилей дает повод внимательнее присмотреться к столетней эволюции наручных часов.
1910-е: Breitling Transocean Chronograph 1915
Второе десятилетие века, омраченное мировой войной, ознаменовалось распространением наручных часов. Их отдельные образцы были известны и ранее, но война ускорила переход часов из жилетного кармана на запястье. Так было удобно офицерам, а в особенности - первым военным летчикам. В это же время марка Breitling разработала механизм с отдельной клавишей управления хронографом (до того хронографы управлялись кнопкой, которая размещалась соосно заводной коронке, выдаваясь из нее). Хронограф-монопушер винтажного стиля выпущен к 100-летию изобретения.
1920-е: Rolex Oyster Perpetual Deepsea
В 1926 г. основатель компании Ганс Вилсдорф запатентовал водостойкий часовой корпус с задней крышкой на резьбе. Возможно, это новшество осталось бы незамеченным, если бы не рекордный заплыв Мерседес Гляйтце, которая годом позже стала первой женщиной, переплывшей Ла-Манш. Все 15 часов и 15 минут пути у нее на руке были часы Rolex Oyster ("Устрица"). Впоследствии они стали родоначальниками всех часов для ныряльщиков, а водостойкость корпуса современных Rolex увеличилась до фантастической, недостижимой даже для водолазов глубины в 3900 м.
1930-е: Jaeger-LeCoultre Grande Reverso Ultra Thin Tribute to 1931
Выполняя заказ офицеров британского экспедиционного корпуса в Индии, любивших скоротать время за игрой в поло, марка разработала часы с переворачивающимся на шарнирах корпусом. Игрок поворачивал часы глухой "спинкой" вверх - и не рисковал получить деревянным мячом по хрупкому стеклу. Патент был оформлен в 1931 г. Reverso получили оформление в самом актуальном тогда стиле ар деко, что стало еще одним залогом их долголетия. За 85 лет Reverso претерпели самые минимальные изменения.
1940-е: Panerai Radiomir 1940 3 Days GMT Oro Rosso
В эти годы особое значение приобрела функциональность вещей - в особенности тех из них, которые использовались в качестве военного снаряжения. Флорентийская марка Officine Panerai разработала для диверсионных групп итальянского ВМФ водостойкие часы с отлично различимым даже в подводной полутьме циферблатом. Часовые метки светились благодаря использованию радия - отсюда и название модели. Выйдя на открытый рынок только в 90-е, марка произвела фурор корпусами большого диаметра.
1950-е: Breguet Type XXI Aéronavale
Будучи очень французской по духу (а в те годы - и по "прописке"), марка Breguet в середине 50-х выполнила заказ военно-морской авиации Франции на выпуск хронографа для экипажей. Часы суммировали весь солидный опыт, накопленный индустрией при создании авиаторских моделей за полвека, и оказались очень успешными. Настолько, что в 1995 году марка возобновила их выпуск (уже c автоматическим механизмом), а к сегодняшнему дню в коллекцию Type XX - XXI - XXII входят три разные модели хронографа с версиями корпусов из стали, титана и золота.
1960-е: Zenith El Primero Original 1969
Автоматический хронограф El Primero ("первый" на испанском) появился в 1969 г. в результате напряженной технологической гонки с другими производителями. Несмотря на выдающиеся характеристики (балансовая частота механизма составляет 36 000 полуколебаний в час, что позволяет измерять отрезки времени с точностью до 1/10 с), El Primero не ждала легкая судьба. Во время "кварцевой революции" 70-х от полного забвения его спасла только самоотверженность инженера мануфактуры. До сих пор этим калибром комплектуются одни из наиболее точных хронографов в мире.
1970-е: Glashütte Original Seventies Panorama Date
Строго говоря, этих часов в 70-е не существовало, как не существовала и марка Glashütte Original. В городке Гласхютте под Дрезденом работал завод VEB Glashu¨tte Uhrenbetriebe, объединивший национализированные после образования ГДР часовые компании Саксонии. Продукция предприятия экспортировалась в некоторые страны соцлагеря, но не в СССР. Ставшей частью Swatch Group немецкой марке так удалась стилизация "под 70-е", что теперь эту модель сравнивают со стальными часами тех лет от самых престижных швейцарских производителей.
1980-е: Blancpain Villeret Quantième perpétuel 8 jours
Это десятилетие стало периодом возвращения интереса к механическим часам после разрушительной "кварцевой революции". На этом фоне дальновидный менеджер одного из часовых холдингов Жан-Клод Бивер выкупил марку, ведущую свою историю с 1735 г., и откровенно провозгласил, что Blancpain и впредь не будет делать кварцевых часов. Через несколько лет компания выпустила самые сложные в мире (на тот момент) наручные часы с минутным репетиром, турбийоном, вечным календарем и сплит-хронографом, после чего ее имя стало синонимом высокой механики.
1990-е: Audemars Piguet Royal Oak Offshore Chronograph 42mm
В 1993 г. почтенная семейная мануфактура из долины Жу предприняла эксперимент, увеличив до 42 мм диаметр корпуса своего бестселлера и доведя его герметичность до 100 м. Спортивно-экстремальная новинка получила название Royal Oak Offshore, которое не намекало на иностранную безналоговую юрисдикцию, а отсылало к гонкам на сверхмощных моторных лодках. Покупатели приняли модель на ура и сделали ее часовым символом десятилетия.
2000-е: Ulysse Nardin Freak Cruiser
Представленные в 2001 г. часы стали для многих, в том числе российских коллекционеров первым образцом сложной механики, скроенной по ранее неведомым лекалам. Freak ("Чудак") лишены стрелок (их роль играют мосты механизма) и заводной коронки (для коррекции показаний используется ободок циферблата, для подзавода - кольцо на внутренней крышке). Но внешняя экстравагантность - лишь видимая часть айсберга. В этой модели впервые в мире применен спуск из кремния - материала, который с каждым годом завоевывает все больше поклонников среди часовщиков.