Новости

17.11.2015 00:40
Рубрика: Экономика

И Африка нам не нужна

Бизнес превратит Россию в туристическую Мекку
Последние события на внешнем туристическом рынке принесли и продолжают приносить российским туроператорам многомиллионные убытки. Но недавнее совещание вице-премьера Аркадия Дворковича с представителями Ростуризма и туристического бизнеса свидетельствует о понимании государством необходимости поддержки туриндустрии. О том, что необходимо сделать, чтобы сгладить для отрасли последствия "египетского шока", о проблемах и перспективах въездного и внутреннего туризма "РГБ" рассказал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.

- Какие меры поддержки сейчас необходимы нашему турбизнесу?

- "Египетский фактор" для туриндустрии страны, судя по всему, будет достаточно долговременным. По мнению экспертов комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, в ближайшее время необходимо сформировать правовую основу и закрепить юридический статус туристов, купивших туры в Египет, порядок аннулирования и замены этих туров, переноса сроков или компенсации. Это следует сделать, исходя из указа президента РФ "Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий". Также следует прислушаться к предложению туроператоров и предоставить туристам, не вылетевшим в Египет, 180 дней для замены тура или переноса его на другой срок, причем с зачетом уже полученных туроператором денежных средств. Ходатайствовать перед правительствами России и Египта о содействии возврату (или переносу сроков использования) средств, уже перечисленных принимающим компаниям и отелям Египта за проживание наших граждан.

Было бы правильным компенсировать туроператорам и авиакомпаниям, осуществляющим досрочный возврат туристов, стоимость перелета пустых воздушных судов в Египет из средств федерального бюджета, определить сроки и объемы субсидирования и льготного кредитования соответствующих туроператоров в связи с приостановлением полетов на этом направлении в зимнем сезоне 2015-2016 гг. Палата также убеждена, что "уроки Египта" применительно к туроператорам, авиаперевозчикам, страховым компаниям и турагентствам следует учесть при подготовке поправок в федеральный закон об основах туристской деятельности, настоящая редакция которого всю ответственность за сорванные туры возлагает на туроператоров.

- На ваш взгляд, увидим массовые банкротства туристических компаний в ближайшее время?

- Не думаю. Конечно, для операторов ситуация крайне неприятная, особенно с учетом недавней истории с "Трансаэро". Но она была бы гораздо сложнее, если бы государство сразу не подключилось к урегулированию всех возникших проблем. И пока процесс обновления рынка идет как обычно: кто-то уходит, кто-то приходит. Туркомпании в последнее время стали осторожнее, умерили свои амбиции, тщательнее готовят свои программы по принципу: лучше меньше заработать и меньше потерять.

- По большому счету, проблемы в туротрасли возникли не две недели назад. В прошлом году и первой половине нынешнего обанкротились свыше десятка компаний-туроператоров. Глава правительства РФ Дмитрий Медведев отвел для разработки мер по регулированию турбизнеса сжатые сроки. ТПП РФ подключилась к решению проблемы?

- Конечно. Профильный комитет палаты активно занимается законотворчеством. Совместно с профессиональным сообществом подготовлены предложения и поправки в соответствующее законодательство. Они, в частности, касались создания механизма более эффективного финансового обеспечения ответственности туроператоров, а не просто увеличения его размера без учета объемов реализации и вида перевозок, введения персональной ответственности туроператора и многих других аспектов. Важной поправкой является более точное разделение ответственности туроператора и турагента перед туристом и между собой. Только за первую половину этого года комитет палаты и Союз туриндустрии внесли 17 предложений в действующее законодательство. Рассмотрено 15 законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе на ОРВ. Но еще целый ряд вопросов требуют законодательного закрепления. Это касается аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и других категорий работников отрасли, защиты рынка труда и доведения достоверной информации до потребителей.

Также важно наделить полномочиями по развитию туризма муниципальные образования, для чего необходимо внести соответствующие изменения и в законодательство о местном самоуправлении.

- Направлены ли эти законотворческие меры на поддержание внутреннего туризма или речь идет только о выездном?

- О всяком, но прежде всего, конечно, необходимо продвигать внутренний. Туротрасль должна служить катализатором социально-экономического роста разных территорий страны. Для того чтобы отдыхать в России было комфортно, интересно и выгодно, а отрасль приносила ощутимые доходы в бюджет и стимулировала создание новых рабочих мест, необходимо решить целый комплекс вопросов. Среди первоочередных - дальнейшее расширение современной туристической инфраструктуры. Огромное значение имеют программы субсидирования авиаперевозок. Сейчас важно, чтобы приоритет получили организованные группы, а не только те, кто активно пользуется Интернетом и выбирает существующие квоты на более дешевые билеты. Кризис в экономике и ослабление рубля способствовали тому, что россияне "повернулись лицом" к собственному туристическому потенциалу.

- Внутренний туризм демонстрирует рост?

- Количество путешествующих по России в прошлом году выросло почти на 30% и достигло 41,5 млн человек. Это официальные данные Ростуризма. Среди направлений внутреннего отдыха бесспорным лидером остается Большой Сочи, который после Олимпийских игр превратился в универсальный круглогодичный курорт, способный составить конкуренцию многим зарубежным. По данным министерства курортов и туризма Крыма, в первой половине этого года на полуострове отдохнуло около 2 млн человек, это на 15% больше, чем в прошлом году. Лучший показатель у баз отдыха города Саки и Бахчисарайского района. Существенно увеличился у наших туристов спрос на Анапу, Минводы, Казань, Самару, Москву и другие российские города. Федеральная целевая программа развития туризма, несмотря на сокращение финансирования со стороны государства, продолжает набирать обороты, число ее участников растет. По данным Ростуризма, в 2014 году в программе участвовали 18 регионов, а в 2015 году их уже 26.

- По мнению экспертов комитета ТПП РФ и Российского союза туриндустрии, либерализация визового режима позволит увеличить турпоток как минимум на 10-15% в год, а то и на треть. Въездной туризм тоже наш приоритет, какие задачи и проблемы в этом направлении?

- Сейчас иностранные путешественники не хотят приезжать на отдых в Россию из-за завышенных цен на размещение в отелях и авиаперелеты, незнакомые или неяркие бренды, сложности в получении визы, низкий профессионализм принимающих туроператоров. Играет свою роль и создаваемый западными СМИ негативный имидж страны. Но на фоне резкого роста курсов иностранных валют, перспективы российского туристического бизнеса очень высоки. По последним данным Росстата, показатели въездного туризма увеличились на 16%. При развитии туристической инфраструктуры регионы нашей страны смогут привлекать гораздо больше зарубежных туристов.

- Недавно в Дмитрове прошел Международный муниципальный форум, на котором состоялся интересный "круглый стол" по туризму. Насколько высок туристический потенциал малых российских городов?

- Как показывает практика, здесь основная проблема - неосведомленность людей о туристическом потенциале малых городов. Даже в Москве мало кто знает, что Дмитров, например, один из самых благоустроенных малых городов страны, здесь проходит множество фестивалей. Люди не знают, что в подмосковной Рузе, к примеру, проходит молочный фестиваль. Многие малые города активно стараются продвигать себя, привлекать туристов, придумывают интересные проекты, фестивали, благоустраивают инфраструктуру. Но не у всех получается продвигать себя, что называется, на "внешний рынок". Необходимо создание единого федерального событийного календаря, который поможет развивать туризм, активней информировать россиян о внутренних турпродуктах.

Среди представителей отрасли есть иллюзия, что в связи с ростом популярности внутреннего туризма, люди сами увидят все преимущества малых городов и поедут туда. Но такого не произойдет, администрациям городов нужно проводить туристическую экспертизу, продумывать логистику: как добраться до места, где жить, чем питаться, что смотреть. Даже при наличии природных, исторических достопримечательностей отсутствие инфраструктуры - это серьезная проблема. Например, в подмосковном Зарайске существует множество культурных объектов, но нет ни одной гостиницы. Помочь здесь может создание единого портала, где турист получит всю необходимую информацию о городах России и их возможностях.

В стране богатый курортно-рекреационный потенциал. Можно провести инвентаризацию санаторно-курортных учреждений и сделать акцент на лечебный туризм. Эта отрасль может быть конкурентоспособной, учитывая высокие цены на курортно-оздоровительные услуги за рубежом. В той же Европе около 3 млн лиц с ограниченными возможностями. Почему бы не создать соответствующие условия и не привлекать их на лечение и отдых в Россию? Эффективным способом решения проблем является механизм ГЧП. Задача государства - создать условия для бизнеса: свет, газ, дороги. А инвестор вложит деньги в создание гостиниц и прочих объектов инфраструктуры и превратит страну в туристическую Мекку.

Инфографика: РГ / Антон Переплетчиков / Ирина Фурсова
Экономика Туризм Фонды, ассоциации и союзы Торгово-промышленная палата России Развитие туризма в России